The New York Times: «Моё гордое паломничество на Родину»

Позиция армянской артиллерии в Мардакерте, Нагорный Карабах, в апреле 2016. Некоторые траншеи в маленькой, непризнанной армянской республике напоминают Первую Мировую Войну. Vahram Baghdasaryan/ Photolure, via European Pressphoto Agency
Позиция армянской артиллерии в Мартакерте, Нагорный Карабах, в апреле 2016. Некоторые траншеи в маленькой, непризнанной армянской республике напоминают Первую Мировую Войну.
Vahram Baghdasaryan/ Photolure, via European Pressphoto Agency

Передние траншеи на холмах сразу после брошенной деревни Талиш в Нагорном Карабахе напоминают Первую Мировую Войну: длинные, бесконечные, неровная земля, грязь подкреплённая деревом, с регулярными огневыми позициями и землянками. Сложенные покрышки замещают мешки с песком, а в остальном не отличить от Западного Фронта 100-летней давности. За траншеями, вдоль дороги, танки готовы к контратаке.

Первый день сентября, небо лазурное, я стою с 32-летним капитаном Гегамом Григоряном, который указывает мне на северовосток, в сторону в Азербайджана, минного поля и буферной зоны меньше чем в миле от нас.

«Если хочешь мира, готовься к войне,» говорит он пожимая плечами.

Ранее в этом году, на долю его маленькой непризнанной армянской республики, Нагорному Карабаху, выпала война. Азербайджан атаковал через восточную границу ранним утром 2-ого апреля, нарушив режим прекращения огня, которой в значительной мере соблюдался с 1994-ого года. Талиш, деревню с общим населением 400 человек, так сильно обстреливали, что жители покинули её поселившись в других частях страны.

Капитан Григорян, отец двух дочерей, имеет диплом по международным отношениям, но считает, что армия Нагорного-Карабаха нуждается в нем: «Мне лучше носить военную форму, чем костюм».

Большинство американцев не смогут показать на карте Нагорный-Карабах. (Естественно, мало кто также сможет показать Армению и Азербайджан.) Я поехал туда этим летим по тем же причинам, по которым я езжу в Армению и в восточную Турцию, где разбросаны остатки армянской цивилизации. Земля эта в моей крови, и каждая поездка является паломничеством. Я американец армянского происхождения, но понять расклад на этой земле мне удалось прожив полжизни.

Нагорный Карабах не признаётся международными властями. © The New York Times
Нагорный Карабах не признаётся международными властями.
© The New York Times

Линия контакта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном имеет стратегическую значимость. Она является одной из горячих точек, способных дестабилизировать Кавказ. Армения и Азербайджан граничат с Ираном. После апрельского нападения Азербайджана на Нагорный Карабах, в итоге 4-дневных сражений обе стороны подписали соглашение о прекращении огня. Короткое, но кровавое столкновение с применением танков, артиллерии и беспилотников стоило жизни сотням солдат. В момент сражений в Талише, азербайджанские солдаты казнили и изувечили 2 пожилых армянских супругов — гражданских лиц, а также обезглавили взятого в плен армянского солдата, в последствии чего представитель США, демократ штата Калифорнии и старший член Комитета Палаты представителей по иностранным делам, Брэд Шерман, призвал к расследованиям азербайджанских военных преступлений.

Несмотря на то, что армяне христиане, а азербайджанцы мусульмане, конфликт не имеет религиозных истоков. Азербайджан настойчиво говорит о том, что Нагорный Карабах принадлежит ему, ссылаясь на право о территориальной целостности. Нагорный Карабах утверждает, что вправе существовать независимо указывая на право всех народов на самоопределение.

Конечно ряд аналитиков скажут, что армяне Нагорного Карабаха — оккупанты. Я не согласен с этим. Но я не поддерживаю Нагорный Карабах исключительно ввиду своих корней. Я убеждён, что история на стороне армян.

В 1988, армяне, составляющие большинство Нагорного Карабаха — в то время, часть Азербайджанской Советской Республики — проголосовали за присоединение к Армянской Советской Республике. (В 20-ых годах ХХ-ого века, армяне Карабаха настаивали на праве самоопределения при советской конституции. Однако, в 1923 году, Иосиф Сталин отдал Нагорный Карабах Азербайджану.) Но Советский Союз был не в силе сдержать вспыхнувшее насилие, в том числе и азербайджанскую ненависть к армянам в азербайджанских городах, таких как Баку и Сумгаит, что заставило убежать почти всех армян либо в Армению либо в Нагорный Карабах. 2 сентября 1991 года Нагорный Карабах объявил себя независимым государством и на протяжении трёх лет местные армяне воевали с азербайджанцами. В итоге, армянам удалось одержать победу в 1994-ом году, в том числе с помощью Республики Армения. Погибло примерно 30 000 людей и около 1 миллиона людей стали беженцами.

Нагорный Карабах в целом не признан международным сообществом, хотя 7 американских штатов приняли резолюции настоятельно призывая правительство США признать независимость Нагорно-Карабахской Республики. НКР — молодая демократическая республика с 140 000 жителей, противостоящих богатой нефтяной диктатуре с 9-миллионным населением. Армения — единственный союзник НКР, часто оказывающий жизненно важную поддержку. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назначила французских, российских и американских дипломатов для попытки заключения постоянного соглашения, но пока безуспешно.

Капитан Гегам Григорян возле могилы солдата, который был похоронен недалеко от окопов весной этого года в Нагорном Карабахе.
Капитан Гегам Григорян возле могилы солдата, который был похоронен недалеко от окопов весной этого года в Нагорном Карабахе.

«Азербайджан неоднократно показал свою неспособность в управлении Нагорным-Карабахом», — сказал мне Рубен Меликян, когда мы недавно сидели за чашкой кофе в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха. Меликян омбудсмен страны (защитник прав человека). «Речь идёт не только лишь о праве народа на самоопределение. Речь идёт о праве на самоопределение народа, находящегося в опасности истребления».

Разница огромная. Президент Азербайджана, Ильхам Алиев, угрожал сбивать пассажирские самолеты, которые будут приземляться в новом аэропорту Степанакерта, которому ещё предстоит открыться. Он повысил в ряды майора азербайджанского солдата, убившего армянского солдата на мирном тренировочном семинаре в Будапеште, организованным НАТО. Совсем недавно, Президент Алиев нарушил режим прекращения огня большим, ничем не спровоцированным, наступлением на НКР в апреле. При нападении под обстрел попало две школы. (Обстрел произошёл ночью, поэтому в школах никого не было, но среди первых потерь этой войны был 12-летний мальчик, погибший от ракетного выстрела.)

Проведя время с жителями Нагорного Карабаха, я понял, что нация опять будет частью Азербайджана только в случае, если Азербайджан завоюет территорию. И несмотря на то, что Азербайджан намного крупнее, мне трудно представить, что это когда-нибудь произойдёт. Армяне жили на этой земле веками до того, как её включили в Азербайджан. В первый мой день в Карабахе, я пошёл на крещение 39 армянских детей в построенной в 1673 году церкви. Дадиванк, армянский монастырь на севере, начали строить в IX веке. Его фрески, датируемые 1297 годом, также прекрасны как те, которые я встречал в Тоскане.

Его жители яростно защищают свои дома. Среди присутствующих на крещении родителей, были Антон и Арекназ Абкарян. Покрестили их троих детей, всем им нет 5 лет. У семьи маленькая ферма, но когда азербайджанцы атаковали в апреле, Абкарян сразу отправился на линию фронта в качестве добровольца. Жена и его мать тогда взяли на себя управление фермой.

«Кто, если не я, будет защищать моих детей и мою семью?», -риторически спросил меня Абкарян. Он спокойный, скромный молодой человек, но на его лице появляется большая улыбка, когда заходит разговор о его стране или когда он угощает мёдом из своих пасек.

Единственный интерес Азербайджана в этом конфликте — национальная гордость. У них есть нефть, у Нагорного Карабаха щётки и гранаты (фрукт).

Для армян идёт борьба за выживание. Это остаток части нашей родины. Да, мы подверглись этнической чистки в Ване, Анатолии и Киликии — практически во всей Турции кроме Стамбула — во времена Геноцида Армян. Три четверти армянского населения было истреблено во время Первой Мировой Войны.

Так что Нагорный Карабах наша непереходимая граница. Именно поэтому Антон Абкарян бросился на фронт, а Гегам Григорян променял свой костюм на солдатскую форму. Именно поэтому у этой крошечной страны всегда будет достаточно солдат для траншей.


Автор: Крис Бохджалян автор 19 книг, включая бестселлеры «Акушерки», «Девушки песчаного замка» и ожидаемого романа «Лунатик».

© Источник: www.nytimes.com
© Перевод: armeniangc.com — Артем Асрян

 

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close