Дэн Гарибян: «Подымаясь на сцену, я перехожу порог, и оказываюсь в другом мире»

Армянская музыка живет и развивается не только в Армении, но и в Диаспоре. Достаточно много различных музыкальных коллективов с различной музыкой и стилями. Мы хотели бы познакомить вас с Дэном Гарибяном (Dan Gharibian), создателем и участником таких музыкальных групп как: Bratsch, Papiers d’Arménies и Dan Gharibian Trio. Мы побеседовали с ним в одном из парижских кафе.

Расскажите нам, когда вы начали заниматься музыкой ? Поделитесь с нами своими первыми воспоминаниями.

Мой дедушка, мой отец пели. В 14 лет я познакомился с творчеством музыканта Джанго Рейнхардта, купил гитару и стал играть. Но, когда я был ещё младше, мой дед часто напевал и это меня зацепило. Мне захотелось играть и петь. В то время я жил в Лионе, там не нашлось любителей моей музыки, поэтому я начал интересоваться рок-н-роллом.

Дэн Гарибян (Dan Gharibian)

Какой была ваша музыка?

Я играл музыку центральной Европы: греческую, турецкую, курдскую, цыганскую. Я очень любил цыганскую музыку.

Получается вас тянуло к музыке этого региона?

Можно сказать и так. Самое главное, в этой музыке я нашел свое самовыражение.

Помните ли вы свои ощущения, когда в первый раз поднялись на сцену?

Трудно сказать. До того, как я поднялся на сцену, сначала были встречи с другими музыкантами, репетиции… Первым моим выступлением было выступление в кафе. Мы играли в кафешках.

Какими были ваши впечатления на тот момент?

Я помню, когда впервые играл в одном из кафе и мне за это заплатили. Нам накрыли стол бесплатно. В тот момент ощущаешь, что тебя воспринимают всерьёз, как музыканта. Так зарождалась моя профессиональная карьера. Всё, что меня интересовало на тот момент —  поделиться своей музыкой с другими.

Дэн Гарибян (Dan Gharibian)

Сегодня, после более, чем 4000 концертов, вы испытываете те же самые ощущения?

Когда мы выходили на сцену, мы делили волнение на пятерых. Недавно меня спросили, что я чувствовал подымаясь на сцену: подымаясь на сцену, я перехожу порог, и оказываюсь в другом мире. Я выхожу и делюсь своими мыслями и историями.

Давайте, поговорим о вашей группе, под названием «Bratsch». Слушая песни вашей группы, в голову приходят такие слова, как оригинальность, метисаж, свобода и любовь к музыке. Согласны ли вы с такими ключевыми словами и какими вы сами бы описали группу?

Я согласен с оригинальностью. В группе «Bratsch» было 5 очень разных личностей. Я познакомился со скрипачом примерно 50 лет назад, мы вдвоём основали группу. Я вложил свою любовь к музыке центральной Европы, а он со своей стороны придал форму нашему детищу. Мы дополнили друг друга.

В вашей группе все без исключения внесли что-то своё.

Да, оригинальность группы «Bratsch» заключается в объединении 5 непохожих между собой личностей.

Тем более у каждого уже был свой сформировавшийся музыкальный мир, у каждого уже были свои проекты, но в итоге именно благодаря объединению всего этого родилась группа «Bratsch».

Bratsch — отдельная группа, таких мало.

Группа «Bratsch»

Группа просуществовала с 1972 по 2015 год, несмотря на тот факт, что вы все очень разные, с непохожими историями. В чём секрет?

Среди нас не было лидера. Каждый был дирижёром своего музыкального вклада. В нашей группе царила демократия (смеётся). Когда кто-то вносил свою музыку, все остальные подстраивались под солиста. Нам всегда удавалось договориться с солистом.

Вы являетесь французской группой, но вас не зря принимали за цыганскую группу. Даже само название группы «Bratsch» связано с цыганами. Откуда такой интерес к цыганской музыке?

Потому что цыгане мне всегда напоминали армян — и те и другие в изгнании. Потому что цыганская музыка — это метисаж армянской, русской, греческой, испанской музыки… Надо сказать, что московские цыгане являются исключением, их музыка тесно связана с русской. Каждый раз цыгане какой-то страны играют местную музыку на свой лад. Когда дело доходит до импровизации, то цыганские музыканты добавляют музыкальный колорит своих стран. Метисаж музыки особенно наблюдается на Востоке. Например турецкие цыгане. Я всегда немножко ассоциировал себя с цыганами: у них не было своей страны, а мы потеряли свою. А ещё надо было как-то обозначить свою музыку…

Верно, ведь продюсерам и агентам поначалу не удавалось классифицировать вашу музыку…

Да, поначалу агенты ломали голову. Наша музыка местами напоминала армянскую, местами югославскую… В итоге, наш жанр – World Music, как его стали потом называть. Мы были предвестниками World Music.

Более того, 40 лет спустя, сегодня не редко можно услышать группы с похожим стилем, как например «Medz Bazar». Поделитесь с нами своими мыслями по этому поводу.

Я осознаю, что у нас появилось много детишек (смеётся). Все эти музыканты слышали, как мы мешали музыку, поэтому сегодня они воспроизводят это. Поначалу ты задаёшь себе вопрос: имею ли я право вот так скрещивать музыку? Когда я начинал, тоже были люди, которые осмеливались это делать в кафешках, тогда я подумал, если им можно, тогда я тоже попробую. Разница заключалась в том, что группа «Bratsch» делала это на сцене.

Надо отметить, что мешать музыку не так просто. Этим можно задеть людей. Например, когда мы играем турецкую музыку, армянам не очень нравится и я понимаю это. Но в то же время, мой дед пел на турецком, на курдском, почему бы мне тоже не петь на этих языках? Я так вырос. «Medz Bazar» поют на турецком, на армянском, на французском, на курдском и в группе есть представители этих наций. Я всегда говорил, что нельзя мешать музыку с политикой. Но повторюсь, каждый из нас больше привязан к какой-то определённой культуре. Можно любить язык, культуру, но не политику представителей данной культуры. Посмотрите, греки, армяне, турки едят одно и то же…

Вы побывали во многих странах благодаря своей музыке: это и Канада и Россия и Америка и Марокко… Поделитесь с нами воспоминаниями о ваших концертах заграницей.

Я никогда не забуду такие города, как Москва и Полис (армянское название города Стамбул — прим. ред.). Москва — Красная Площадь, место, где проходят парады, к тому же Россия имеет тесные связи с Арменией. Полис — это Константинополь, это начало геноцида. И конечно же Лос Анджелес, это Америка… Американская мечта. Мы почувствовали это поехав туда в первый раз.

Дэн Гарибян (Dan Gharibian)

Я заметил, что за всю карьеру с группой «Bratsch» больше всего концертов заграницей у вас было в Германии, в Австрии. Как вы можете объяснить такой успех в этих странах?

Потому что немцы любопытный народ в плане музыки. Люди приходят на концерт, даже если не знают вас, но если им не понравилось, они точно не вернутся. Например французы и армяне не прийдут, если о вас не услышали по телевизору.

В 2006 году вы дали концерт в Ереване. Это была ваша первая поездка в Армению? Какие у вас были впечатления?

Да, это была моя первая поездка. Я поехал туда с моей группой «Bratsch» и с «Papiers d’Arm?nies». Невозможно передать словами мои ощущения.

А какие впечатления были у участников группы «Bratsch»?

Естественно они знали о моих корнях, им хотелось побывать в Армении. Им понравились культура, гостеприимность. Каждый день был праздник.

Я читал в одном из ваших интервью, что вернувшись из Армении, вы не выходили из дома целую неделю, сидели и слушали армянскую музыку. Расскажите нам поподробнее об этом.

(Смеется) В Армении я купил много сборников, много разных дисков. Я прилетел во Францию в 5 утра, днём у нас был концерт, вечером я пошел в магазин за продуктами и после этого я не выходил из дома целых 5 дней. Я слушал армянскую музыку, я слушал рабиз, я слушал армянских кларнетистов. Я был всё ещё в Армении.

В наше время мы не часто слышали армянскую музыку во Франции. Очень редко приезжала «советская» группа. Они пели народные песни. Я слушал в основном курдскую музыку.

Вы также играете в группе «Papiers d’Arménies». Как родилась эта группа?

Один мой знакомый, у которого есть концертный зал, часто звал меня играть армянский репертуар. Однажды я его спросил, когда у него будет свободная дата. Он ответил : «Через 3 месяца». Таким образом, у меня было всего 3 месяца на создание группы. У меня было несколько знакомых армянских музыкантов. Мы начали репетировать, но ничего не получалось. И только с прибытием аккордеониста, Арета, у нас получилось создать интересную группу.

«Papiers d’Arm?nies

Почему Армения пишется во множественном числе? Прокомментируйте название группы. («Papiers d’Arm?nies» в переводе с французского «Бумаги Армении» — прим. ред.)

Потому, что существует Армения Еревана, Армения Парижа, Армения Марселя, Армения Москвы, Стамбула, Лос-Анджелеса… Существует несколько Армений. Как говорил Уильям Сароян: «Когда встречаются два армянина, рождается новая Армения» (смеется).

Вы рассказали нам о вашем дедушке, который пел в том числе и на армянском. Вам прививали любовь к армянской музыке в детстве?

Помню армянских музыкантов на летних праздниках. В то время они приезжали из Турции. Им было примерно 60 лет. Они играли на дhоле, на зурне, на уде, на кларнете. Я жил в Лионе. У моего деда был знакомый, который привозил диски из Стамбула. Иногда мой дед покупал у него. Я слушал много курдских и турецких песен. А еще помню Уди Гранта, слепого музыканта. Он играл на уде и на скрипке. Он пел на турецком и на армянском. Вот так я познакомился с музыкой этого региона.

Группа «Papiers d’Arm?nies»

Можете ли вы прокомментировать нынешнюю ситуацию армянской музыки?

Во Франции есть группы, которые играют традиционную армянскую музыку. Есть группы, как «Papiers d’Arm?nies», которые немного отличаются. Есть танцевальные группы, которые следят за тем, что создается в Ереване, Баку, Тбилиси. Что касается Армении, там музыка немного изменилась. Некоторые певицы поют как Селин Дион, но на армянском (смеется).

Сегодня это неизбежно в процессе глобализации. В Армении, как и во Франции существуют одни и те же музыкальные теле-шоу. Но в то же время, за пределами Еревана, можно услышать традиционную армянскую музыку, которая кстати тоже меняется. Всегда будут музыканты, которые будут хранить традиции дудука, каманчи…

Вы слушали рабиз, что вы думаете об этой музыке?

Мне нравится рабиз, потому что это немного нестандартная музыка. Рабочее искусство… Некоторым не нравится эта музыка, потому что она напоминает арабскую/азербайджанскую, но опять же, не стоит путать музыку и политику.

Как я понял, в ваше время не было прямых контактов с Арменией во время Советского Союза и железного занавеса. Сегодня ситуация изменилась. Сегодня Республике Армения больше 25 лет, сегодня у нас есть независимый Арцах. Не хотели бы вы поехать туда с концертом, познакомиться с местными армянами?

Я уже был в Арцахе, мы играли там в городе Шуши, правда мы остались там только на день. Мы планируем поехать с «Papiers d’Arménies» с концертной программой в Арцах, потому что это часть Армении.

Мы также выступали в Ахалкалаке с Papiers d’Arménie, потому что это тоже часть Армении. У меня там есть друзья. Нас очень хорошо приняло местное население. Мы играли в маленькой деревне в 20-30 км от границы, где не было никаких меропрятий на протяжении 10 лет. Там было всего лишь одно здание, где играли свадьбы. На наш концерт собралось 300 человек.

После «Bratsch», после «Papiers d’Arménies», какие у вас планы на будущее?

Во-первых я хочу петь свои песни на русском, армянском, греческом, цыганском и французском языках. Я хочу петь побольше на французском, чтобы люди понимали смысл моих песен.

Невозможно взять и бросить музыку. Сейчас я работаю с двумя хорошими музыкантами над группой «Dan Gharibian Trio». В мае месяце у нас запланирован концерт в Армении. Я буду в Армении с 18 по 29 мая. С «Papiers d’Arménies» не так легко выступать в Армении, потому что там и без нас достаточно армянской музыки. А с моей новой группой «Dan Gharibian Trio» в репертуаре будет не только армянская, но и русская и цыганская и французская музыка.

В дальнейшем планирую поехать в Москву, в Лос Анджелес.

Спасибо за интересный разговор!

Беседовал: Артем Асрянarmeniangc.com

5 1 vote
Рейтинг статьи

Press ESC to close