Матьё Зейтинджоглу : «Корни зла»

Во второй части нашего интервью с Матьё и Анной Зейтинджоглу речь пошла о создании нового фильма «Корни зла», исторического расследования о взаимосвязи геноцида армян и Холокоста. 17 апреля 2018, стартовала краудфандинговая кампания на Kisskissbankbank.com, которая позволит собрать необходимые финансовые ресурсы для съёмки и выпуска фильма. Выход фильма запланирован на 2019 год.

Матьё Зейтинджоглу – режиссёр, автор, художник и художественный директор. Первую часть беседы, про первый фильм-расследование, под названием «Сын продавца оливок» («Le fils du marchand d’olives »), можно прочитать здесь.

В одном из твоих интервью ты заявлял о желании снять сагу из 5 фильмов. Твоё новое историческое документальное расследование с использованием анимации «Корни зла» о связи геноцида армян и Холокоста — логическое продолжение первого фильма. Получается, это вторая часть пятисерийной саги? 

Матьё: Нет, это уже третий по счёту фильм данной саги. После «Сына продавца оливок», я снял другой фильм, под названием «Burn in Love». Этот фильм отличается от двух остальных. Фильм о несопоставимости в поиске плотской и духовной любви. Фильм снимали в Индии на протяжении 6 месяцев.

Первые три фильма пятисерийной саги : «Сын продавца оливок» (2011), «Burn in Love » (2017) и «Корни зла» (2019).

Тогда, что объединяет все фильмы саги?

Матьё: В каждом фильме в центре истории находится пара, размышляющая над вопросами, которые имеют общественное значение. В фильме «Сын продавца оливок», пара отправляется в свадебное путешествие и сталкивается с проблемами самоидентификации и ревизионизма. Фильм «Burn in Love» — путешествие пары в страну, где любовь имеет религиозный характер, что заставляет их переосмыслить суть собственных связей. В фильме «Корни зла» — супруги, знающие не понаслышке о последствиях геноцида, размышляют о предотвращении похожих трагедий.

В каждом из фильмов присутствуют элементы анимации. Использование анимации в фильмах уже стало вашим коньком?

Матьё : Я очень люблю создавать анимационные кадры, это позволяет мне быть ещё более причастным к фильму. А ещё это позволяет мне затрагивать трудные темы, как например массовые убийства. Анимация позволяет преподносить насилие универсальным языком.

 

Анимационные эпизоды из фильма «Burn in Love» (2017), художник : Матьё Зейтинджоглу

Например в фильме «Сын продавца оливок», я показывал архивные фотографии геноцида армян вместе с рисунками, чтобы зрителю было легче всё усвоить. Я также много изучал армянские сказки, чтобы рассказать семейную историю в сказочной форме. В фильме «Burn in Love», я также использовал анимацию, чтобы рассказать о главных мифах про любовь. В фильме «Корни зла» также будет использована анимация для иллюстрации взаимосвязи двух геноцидов.

 

Анимационный эпизод из фильма «Сын продавца оливок» (2011), художник: Матьё Зейтинджоглу

Художественная работа занимает очень много времени и требует немало финансовых средств, поэтому пока рано говорить об этом. Но одно я могу сказать точно: анимация будет обязательно присутствовать во всех фильмах саги.

Как зародилась идея снять новый фильм о геноциде?

Матьё: Меня интересовали последствия Xолокоста на психогенеологию будущих поколений в Европе, особенно в Польше. Является ли коммунитаризм результатом такого тяжелого исторического груза? Не наступаем ли мы на те же грабли? Изучая эти вопросы я наткнулся на работу немецкого историка Стефана Ихрига, который первым детально изучил реакцию и восприятие геноцида армян немецким обществом в 20-30 годах. Меня заинтриговала связь Геноцида армян и Холокоста. В итоге наш новый фильм затрагивает обе темы.

Как признание Германией в 2016 году своего соучастия в Геноциде армян в Османской империи повлияло на ваш фильм?

Матьё: Германия и Турция были большими союзниками, поэтому в немецких архивах хранится большое количество документов того периода. Однако, этими документами почти никто не занимался, потому что все внимание немецких историков было уделено изучению Холокоста — крупнейшей главы современной немецкой истории.

 

Архивные кадры

 

Признание Германией ещё интересно и тем, что инициатором был немецкий депутат турецкого происхождения, Джем Оздемир. Причиной этому послужил тот факт, что в Германии, как ни в какой другой европейской стране, напоминают о долге памяти и о необходимости бдительности. Именно такая политика повлияла на немца турецкого происхождения, Джема Оздемира, который в свою очередь стал бороться против отрицания Геноцида армян. Данная взаимосвязь подтолкнула меня на создание фильма «Корни зла», в котором повествуется о различных последствиях массовых убийств.

В фильме я уделяю внимание долгу памяти и пытаюсь понять, почему это так важно для общества. Я стараюсь понять, почему спустя сто лет Геноцид армян актуален в Европе: это и судебное дело Перинчека против Швейцарии, и вопрос о законе о привлечении к уголовной ответственности за публичное отрицание Геноцида армян во Франции…Это все лишь политический вопрос или что-то большее?

Как проявится в фильме тот факт, что Анна недавно узнала о том, что у неё еврейское происхождение? Будет ли Анна исключительно актрисой в этом фильме или она помогает тебе ещё и в расследовании? 

Матьё: Эта новость является драматургическим элементов в сценарии фильма. Что касается её участия в создании фильма, безусловно она намного активнее, чем в первом фильме. Значительная часть фильма снимается в Польше, где было расположено около 80% лагерей смерти. Мы будем рассказывать о влиянии Холокоста на современное польское общество, а также о долге памяти, о влиянии на психогенеологию. Анна будет нашим проводником у себя на родине.

 

Анна Зейтинджоглу в музее концентрационного лагеря Освенцим, Польша

Анна: Мы планируем взять несколько интервью у местных людей. Существуют случаи, когда пожилые поляки при смерти рассказывают своим детям, что им удались спасти во время Холокоста.

Насколько хорошо известна связь двух геноцидов ?

Матьё: Во-первых, о связи двух геноцидов известно благодаря юристу Рафаэлю Лемкину, который разработал термин «геноцид» ссылаясь на массовые убийства армян Османской империи. Во-вторых, рассказы выживших армян оказали большое влияние на еврейского писателя Франца Верфеля, который в 1933 году написал знаменитый роман «Сорок дней Муса-Дага». Он предупреждал о последствиях массовых убийств таких масштабов. Что касается историков, за исключением Стефана Ихрига, не было работ, исследовавших взаимоотношения двух геноцидов.

Расскажите нам о работе этого немецкого историка

Матьё: В своих работах Стефан Ихриг показал, что Геноцид армян и его последствия, в том числе суд над Согомоном Тейлеряном, бурно обсуждался немецким обществом в 20-30 годах прошлого века. Помимо обсуждений, не было предпринято никаких действий. Можно сказать, что на примере Геноцида армян, будущие нацисты «выросли» с идеей, что массовые убийства меньшинств остаются безнаказанными. Более того, в момент геноцида, в Османской империи присутствовало около 10 тысяч немецких солдат, значительная часть которых оказалась очевидцами убийств, никак не помешав этому.

Определенная часть этих солдат в последствии стала солдатами Третьего Рейха. Некоторые даже занимали высокие должности, как например Рудольф Хёсс, ставший комендантом концентрационного лагеря Освенцим. Макс Эрфин фон Шойбнер-Рихтер был послом в Эрзуруме в 1915 году, он докладывал о резне армян, но позже стал одним из первых членов НСДАП, враждебно настроенным к евреям и ранним соратником Гитлера. Часть историков говорит о том, что однажды он якобы всю ночь рассказывал Гитлеру о Геноциде армян, когда они вместе ехали на поезде.

 

Архивные кадры, Рудольф Хёсс

Далее, в 1923 году Мустафе Кемалю Ататюрку удалось успешно завершить проект создания этнически гомогенного светского государства — Турецкой Республики, на руинах многонациональной, многоконфессиональной Османской империи. Ему также удалось избежать территориальных потерь, предусмотренных Серврским договором. Успех новой Турции лежал в избавлении от всех меньшинств, в том числе и ценой массовых этнических зачисток. Новый турецкий лидер был настоящей моделью для подражания для немецкого националиста. «Ататюрк — моя звезда в тумане 20-ых годов» говорил Гитлер.

Какова главная цель вашего нового фильма «Корни зла» ?

Матьё: Главная цель фильма показать, что долга памяти недостаточно. Необходимо непрерывно работать над памятью о прошедших событиях. Осознавая взаимосвязь такого рода преступлений на примере геноцида армян и Холокоста, и в свете современного насилия Езидов, Курдов и других народов, мы обязаны бороться за привлечение к уголовной ответственности за отрицание любого геноцида.

По вашему мнению как воспримут этот фильм ?

Матьё: Я думаю, что этот фильм спровоцирует немало критики со стороны некоторых историков. Во Франции ещё не знакомы с революционной работой Стефана Ихрига. Ещё даже не было перевода на французский язык. Его работа должна заставить нас переосмыслить события того периода. Я осознаю, что наша работа смелая и рискованная.

17 апреля стартует краудфандинговая кампания, значит ли это, что вы уже собрали все необходимые источники и готовы приступать к съёмкам?

Матьё: У нас уже имеется значительная часть всех источников и потенциальных учвстников, это и историки, и политические деятели, и ряд других интересных людей. Мы работаем над этим уже более 6 месяцев. Естественно, в процессе съёмок, будут происходить легкие изменения, добавляться корректировки т т.д.

 

Матьё и Анна Зейтинджоглу готовятся к запуску краудфандинговой кампании для нового фильма «Корни зла».

Почему именно краудфандинг и сколько денег требуется на создание фильма «Корни зла»?

Матьё: Мы хотим сделать бескомпромиссный фильм, а для этого надо быть независимым. Поэтому мы искренне надеемся на участие всех заинтересованных лиц, желающих помочь выходу данного фильма в 2019 году. Краудфандинговая страница проекта «Корни зла» на Kisskissbankbank.com.

На фильм уйдёт много затрат: съемки в Европе и за её пределами, как например в Израиле и США, создание анимации, композиция оригинальной музыки к фильму, покупка всех авторских прав на архивные кадры, а также на дополнительную музыку к фильму. Деньги собираем поэтапно: от 20 000 до 140 000 €. Первые 20 000 € позволят нам начать съёмки уже этим летом.

Благодарим за беседу и ждём с нетерпением выхода нового фильма!

Беседовал: Артем Асрян

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close