3 июня 2011 года ушел из жизни Джек Кеворкян. За четыре месяца до своей кончины, в необычайно теплый субботний вечер, он выступил в легендарном UCLA Royce Hall, который был битком набит взволнованной аудиторией, большую часть которой составляли армяне, жаждущие поймать хотя бы просто взгляд активиста за право на смерть, художника, музыканта и патологоанатома Джека Кеворкяна, который открыл вечер в типичной для «Доктора Смерть» манере:
«Интересно, выступал ли когда-нибудь с этой кафедры бывший заключенный?».
В своей речи он коснулся 9-й поправки к Конституции Соединенных Штатов, которая так же называется «Бесшумная поправка», которая подтверждает, что существуют права человека, которые не перечислены в Конституции. Кеворкян утверждает, что каждый человек рождается с любым мыслимым правом. В 2007 году, после того, как его выпустили из тюрьмы, он говорил о своих планах по просвещению общественности об этой поправке. Находясь в тюрьме, он даже написал на эту тему книгу «Поправка IX: Наше Изобилие Прав».
«У Армении есть уникальная возможность лидировать в мире, путем введения в ее Конституцию 9-й поправки и ее активным использованием, — сказал он. — Но прежде вы должны устранить коррупцию».
Толпа разразились аплодисментами. Он призвал армян осознать их реальное положение в мире, а также подчеркнул, что стране нужно больше активистов.
«Пусть армяне поймут реальность, мы маленькая страна, мы не имеем большого значения в современном мире», — сказал он. Семья Кеворкяна прошла то же, что и многие армяне диаспоры — его родители избежали Геноцида армян, однако он рос с отцом, который не имел политических или религиозных убеждений, что по его словам, позволило ему самостоятельно думать за себя.
После нескольких слов на армянском, Кеворкяна спросили, хотел ли он когда-либо поехать в Армению, что бы прочитать лекцию. Он был не против этой возможности, но не чувствовал, что будет иметь там большое влияние.
«К чему хорошему это приведет? Вы не можете бороться с церковью, армяне повисли на ней, как будто это последний якорь, который у них есть. Ваш язык, это ваш последний якорь, единственное, что вам нужно, это армянский».
На вопрос, что вдохновило его в его жизни, его ответ был прост: «Свободное мышление для себя».
«Вы не можете быть религиозным и при этом мыслить свободно», — сказал он, возможно представляя дилемму по крайней мере части армян, которые гордятся тем, что они произошли из первой христианской нации в мире. «Я не хочу чтобы Тер Хайр, Папа или Католикос думал за меня, потому что в этом мире, они часто ошибались».
Отвечая на вопрос корреспондента, что бы он хотел сказать армянской диаспоре, он страстно сказал о важности изучения языка.
«В каждом армянском доме, каждый день должна быть армянская газета, независимо от того, можете ли вы читать на армянском или нет», — сказал он. «Помню, когда я рос, я видел «Хайреник Амсагир» (Ежемесячник Родины), который был для меня домом».
«Ваша компания, ваша страна, политики — все это искусственное, это не армянское», — сказал он. «У вас есть традиции, которыми вы можете наслаждаться с вашим языком, но это не имеет значения для молодых людей, их легко одурачить пропагандой, они видят как Кардашяны делают кучу денег, унижая достоинство людей, и они думают, что вот то, что нужно делать».
© Перевод и статья Armenian Global Community