Это был мой отнюдь не первый визит в Армению, но первый осознанный. Я намеревался побывать в тех местах, о которых сохранил теплые, но столь хрупкие детские воспоминания и там, где никогда не был, но куда влекла моя армянская душа.
Аэропорт «Звартноц» — первое, что видят все, кто прибывает в Армению. Это единственный международный аэропорт в стране.
ЕРЕВАН
Армянская столица выделяется своей неповторимой архитектурой. В ней слились древние традиции и современные решения. Ереван называют «розовым городом», так как в качестве основного строительного материала использовался розовый туф. В Ереване нет стеклянных небоскребов, как грибы вырастающих во всех крупных городах. Армяне консервативны в этом плане и любое архитектурное нововведение в стране воспринимается ее жителями очень болезненно. Большинство зданий в Ереване обильно украшены резьбой по камню. Наиболее распространенным орнаментом являются виноградные лозы.
Перед зданием оперы установлены памятники Ованесу Туманяну и Александру Спендиарову. Плодом их совместной деятельности стала первая армянская опера «Алмаст». Изначально свое произведение Туманян назвал «Гоhар». Однако она была непривычна слуху рускоговорящему Спендиарову. И он предложил переименовать в «Алмаст», услышав как в одном дворе мать этим именем звала свою дочь. Туманян посчитал замену очень удачной, так как «гоhар» с армянского переводится как «драгоценный камень», а «алмаст» — «алмаз».
В Ереване сохранилось небольшое количество зданий досоветской эпохи. Многие из них были снесены совсем недавно, при возведении Северного проспекта.
Но не одним центром жив Ереван. Здесь много спальных районов, где протекает своя жизнь со своими правилами и устоями. Где детвора проходит своеобразную школу жизни, порой жестокую. Где двери квартир не запираются, а в гости ходят друг к другу без звонка. В одном из таких дворов прошла и часть моего детства.
Русскоязычная школа #176. В те редкие дни, когда я ходил в школу без сопровождения взрослых, мне приходилось преодолевать полный опасностей путь, так как в каждом дворе не любили «чужих». И можно было считать себя счастливчиком, если удавалось без эксцессов добраться до школы.
Ереван — город контрастов, где наряду с архаичнымии, закрепощенными людьми живут необычайно талантливые творцы и инноваторы.
В Ереване очень сложно потеряться, благодаря совершенному чертежу города Таманяном. А удобные и стильные указатели на армянском и английском языках, практически сводят эту возможность на «нет».
В столице большое количество фонтанов, возле которых приятно прохладиться в знойные дни.
Группа молодых художников взялась разукрасить все внутренние арки и дворы домов в центре города. Теперь, вместо унылых однотонных цветов, можно наслаждаться красочными картинами.
В честь объявления Еревана Всемирной столицей книги в 2012 году, на некоторых стенах появились изображения выдающихся представителей армянской и зарубежной литературы.
Армянская аллея выдающихся деятелей кинематографии армянского происхождения, открытая в июле 2013 года. Имена выгравированы внутри традиционной армянской звезды.
В Ереване буквально на каждом шагу можно встретить колоритных персонажей. Особым шармом обладают армянские дедушки.
Армения была частью огромной империи под названием СССР. Советская власть привнесла для армянского народа как много хорошего, так и много плохого. Многие полагают, что именно предательская политика советских лидеров лишила нас территорий Западной Армении. Несмотря на довольно долгий период, прошедший с момента обретения независимости, в Ереване и сегодня можно встретить следы советской эпохи.
Ереванский вокзал одно время собирал огромные потоки пассажиров. Сейчас он практически пустует. Маршруты поездов можно пересчитать по пальцам.
Метрополитен в Ереване появился согласно программе руководителей Советского государства, по которой оно должно было строиться в каждом городе-миллионнике. Сегодня метро, мягко говоря, является не самым популярным видом транспорта в столице Армении.
Когда Горбачевым был объявлен курс «перестройки», постепенно в крупных городах начали сносить памятники Ленину. Ереван стал пионером в этом начинании. Но кто мог предполагать, что знаменитый памятник, более двадцати лет назад покинувший тогда еще Площадь Ленина, до сих пор «жив», хоть и обезглавлен.