Испивая прошлое: Армянское вино Zorah Karasi (Зора Караси)

История вин всегда связана с  прошлым. Меньшее,что они вам поведают — историю собственного зарождения и «взросления». Но есть в этом что-то определенно большее. Вино вбирает в себя надежды и чаяния, борьбу и старания — все то,что вдохновляет человека на сговор с природой, почвой, погодой, непокорным виноградом, чтобы создать нечто прекрасное.

Но и это не предел. Некоторые вина могут охватить не просто одно или несколько поколений, они способны отразить историю человечества, отдаваясь в нашем сознании отголоском далеких времен.

Мы представляем вниманию читателя именно такое вино.

Армянское вино Zorah Karasi (Зора Караси)

Имя ему —  Karasi, что на армянском означает «из кувшина», а создается оно из роскошного винограда сорта Арени Нуар, или Арени Черный, виноградника Ринд площадью всего 15 гектаров, которые каждый уважающий себя ценитель должен почитать также как виноградник Романе-Конти.

В окрестностях этой местности покоятся некоторые из древнейших археологических свидетельств крупномасштабного виноделия, известных человечеству. Среди них — амфоры, искусственные каналы и примитивные давильные системы возрастом в 6000 лет. Где-то на территории нынешней Армении, Грузии, Восточной Турции, Северного Ирана человечество открыло новую главу в своей истории.

IMG_4883-Edit[1]

Зорик Гарибян родился в армянской семье в Иране, но вырос в Италии. Он сделал успешную карьеру в индустрии моды, проживает в Милане, сотрудничает с крупными торговыми домами и создает частные марки. Как любой порядочный итальянский иммигрант он очень любит вино.
Вот что господин Зорик рассказывает о своем отношении к данному напитку:
«Знаете, у меня никогда не было такого момента осознания любви к вину. Я был заинтригован им сколько себя помню. Первое,что меня впечатлило — это виноградники, я восхищался всем,что доводилось видеть — цветами, красотой, ароматами, суетой сбора урожая, непредсказуемостью этой сделки с природой. Виноградники для меня всегда были окутаны особым очарованием».

15 лет назад, после рождения своего первого ребенка, Гарибян возвратился в Армению.
«Когда я только приехал, я не представлял себе,что такое армянское вино, -вспоминает господин Зорик, — я пробовал то,что было доступно, даже посещал некоторые винодельни. Все было советским, и вина имели вполне ожидаемые дефекты».
Но, несмотря на это, что-то переменилось в Зорике Гарибяне. Существование уникальных местных сортов винограда, недооцененных и непознанных в полной мере, древняя история Армении, ее богатое наследие зажгли в его сердце желание создавать вино на Родине.

Zenith-0686[1]

 И вот этот вечный вопрос: с чего начать?
«Я отчетливо понимал, что учиться мне не на чем, так как состояние виноделия оставляло желать лучшего. Я также осознавал, что все,что мне остается делать — использовать по максимуму потенциал терруара, продвигать наши исконно армянские сорта и искать помощь в винодельческом прошлом моей земли и моего народа».
Благо, у Гарибяна были возможности и время, чтобы пойти на такой риск во имя мечты.
«Единственное,что мне точно было необходимо на данном этапе — большой нетронутый участок. Я хотел начать абсолютно все с нуля, но это было сложнее,чем можно было представить. Большая часть земли в подобных местах распределена между сельскими жителями. Для многих эти маленькие земельные наделы были единственным способом прокормить семью на протяжении года, поэтому вариант просто выкупить у людей землю не рассматривался».
Нам понадобилось целых три года,чтобы найти то,что мы искали. Наконец, брошенная деревня с прилегающей территорией, на которой ничего не взращивали из-за отсутствия воды и многих других факторов. Но, к счастью или к несчастью, Всемирный банк как раз разрабатывал проект по прокладке водопроводной системы в этих отдаленных районах. Это значило,что в скором времени эти земли могли стать годными для работы».

IMG_0239-Edit[1]

«Ну,а потом встал вопрос о том,что именно сажать. Члены моей команды либо ничего не знали об армянских сортах, либо не особо верили в их успех. Но после того, как я перепробовал множество домашних и «магазинных» вин, мы приняли очень смелое решение — производить вина только из исконных местных сортов. Сейчас я в полной мере осознаю, насколько наше дело было рискованным и, даже, в какой-то степени, безрассудными. Лет 15 назад даже речи не могло идти о подобном предприятии. Мы не могли даже предположить, что получится в итоге, и сможем ли мы реализовать продукцию на рынке. Ситуация усугублялась тем, что было невозможно достать практически все,что нужно было для основания винодельни, начиная с простейших вещей, заканчивая необходимым оборудованием.»
Но разве такие «мелочи» могут сбить с пути к мечте. Вскоре Гарибян познакомился с виноделом Альберто Антонини (в прошлом Антинори или Фрескобальди).
«Я стал рассказывать ему об Армении, ее винах, прекрасной природе, древней истории и традициях винодельческого ремесла. Он был впечатлен местом, страной, ее возможностями».
Эта встреча была судьбоносной, так как спустя некоторое время, они вместе смогли обеспечить винодельню оборудованием, посадочным материалом и рабочей силой.

Zenith--2_sm[1]

Гарибян, Антонини и их коллега Стефано Бартоломеи посадили первые семена прямо в каменистую почву, которая, вероятно, никогда не знала и не познает вредительства филлоксеры.
Виноградник располагается на возвышенности, окруженной горами со снежными верхушками. Но самое прекрасное — то, что отсюда виднеются склоны Арарата, великого и многозначительного символа Армении.
Их выбор остановился на сорте Арени Нуар, который, согласно последним исследованиям, признан одним из древнейших.
После начала вскапывания виноградника в 2001 году, Гарибян и его команда провели несколько лет, сажая, размножая и распространяя лучший растительный материал. К счастью, засушливый климат представляет не так много угроз для винограда, разве что холодные зимы. В основном, в процессе ухода за плодами требуются разовые дозы серы для борьбы с ложномучнистой росой, опасной болезнью, поражающей всю надземную часть винограда.
В 2010 году винодельня Зора (Zorah) отпраздновала свой первый коммерческий урожай — 1600 бутылок вина именуемых Zorah Karasi.

Zenith-7902_sm[1]

«Обратитесь к истории, и вы увидите, какой важной частью винодельческой культуры Армении были глинянные кувшины. По всей стране находят тысячелетние обломки таких сосудов. Огромное количество кувшинов выставлено в государственном национальном музее Армении. Так что вполне естественно для меня было не отрываться от столь глубоких традиций моей страны. Более того, мы пришли к выводу, что хранение и дозревание продукта в кувшине дает лучший результат, нежели проведение той же процедуры в бочках или стальных резервуарах. Сравнительно небольшой размер кувшинов, зарытых глубоко в землю, позволяет вину сохранять постоянную температуру и как бы «дышать» в процессе созревания. Тем не менее, сейчас, — добавляет Зорик Гарибян, — нам приходится использовать стальные резервуары в качестве меры необходимости».

karasi_2011[1]

«К сожалению, многие составляющие винодельческой культуры Армении сейчас утрачиваются. Например, раньше изготовлением глиняных кувшинов занимались целыми деревнями, и обеспечивали ими всю Армению, а сейчас нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти хотя бы нескольких мастеров, которые знали, как их правильно сделать, но не могли из-за отсутствия специальных печей. Это сподвигло нас на проект по возрождению гончарных традиций Армении. Мы создаем возможности для пожилых ремесленников восстанавливать технологии изготовления амфор и старинных печей. Мы стремимся привлечь к этому делу молодых специалистов, чтобы они смогли дать новую жизнь нашим традициям.»

Пожалуй, наиболее примечательное в этом вине то, с какой любовью и уважением к национальным традициям оно было изготовлено. Представьте, как просто было  бы какому-нибудь богатенькому итальянцу заявиться в Армению в сопровождении целой свиты международных специалистов и начать производить вино, взращенное в таком же французском дубе, как и везде, по таким же выверенным международным стандартам и технологиям, как и везде. Вместо этого, к счастью, мы имеем возможность испробовать не просто вино, а порождение древней уникальной богатой и великой земли.

Как раз, когда я собирался начать работу над этой статьей, мне позвонил Гарибян и сообщил прекрасные новости. Он собрал первый урожай со старой заброшенной винодельни далеко в горах, которой около 200 лет.

«Я думаю, наши прадеды посадили эти вина в таких укромных местах, чтобы на случай войны или какого-либо бедствия иметь определенный запас. Именно благодаря такому расположению эти виноградники смогли дойти до нас, пережив даже Горбачевскую эпоху, когда, в попытке решить проблемы с алкоголем в России, все винодельни Армении были искоренены. Я так воодушевлен этим урожаем и полон надежд и сил для изготовления чего-то по-настоящему потрясающего».

Надо сказать, что это самое потрясающее вино увидит свет в 2015 году.
Зорик Гарибян и его супруга Ераз, которая поддерживала мужа с самого начала этого предприятия, вместе с двумя детьми сейчас продолжают жить в Милане и часто приезжают в Армению вместе с Антонини и Бартолемеи. Гарибян с супругой также посещают различные дегустации, винные фестивали по всему миру. За виноградником в Армении следят местные винодел и агроном, а также целая команда работников, которая живет рядом с винодельней.

Страсть Гарибяна к своему делу, о котором он может говорить часами, не угасает до сих пор.
«Я надеюсь, что мы сможем изготовить восхитительные и необычные вина высочайшего качества из нашего армянского винограда, и это прославит наш народ как винодельческую нацию. Я также лелею мыслью, что кто-нибудь еще заинтересуется моим путем, и вскоре мы сможем гордиться новыми винами из Армении».

Но даже если никто не примет этот вызов, брошенный смелым Гарибяном, он уже сумел прорубить такое окно в светлое будущее для виноделия в Армении, в которое видны богатые и древние традиции изготовления вин в нашей стране. И это только начало!

© Источник — vinography.com

© Перевод: Лилит Степанян — Armenian Global Community

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close