Они окончательно его закрыли. На самом деле, это было лишь делом времени. И честно, я удивлена, что это заняло так много времени. Армянский журналист и предприниматель Севан Нишанян так и не смог принять свое место в турецком обществе. И «хорошие» армяне в Турции должны понимать это лучше чем кто бы ни был. Каким-то образом, Нишанян всегда появлялся в заголовках — от телевизионных ток-шоу до противоречивых постов в блогах. Он фактически лавировал среди двух десятков судебных исков на его имя – но Нишанян построен по-другому чем многие из нас. На самом деле, он даже получал удовольствие от создания своеобразных «волн». Вы можете сказать, что он был рожден не в подходящей стране, но если бы вы его спросили, то он бы ответил вам – как однажды сказал это мне – «Я чувствую себя прекрасно в доме, находящемся в стране, где большинство людей хотели бы чтобы я ушел. Парадокс? Я так не думаю. Мне нравится опасность моей ситуации. Мне кажется, что я вношу большой вклад в общество в котором я живу.»
Два года — вот сколько Нишанян проведет в турецкой тюрьме – ранний подарок на Рождество от турецких судов. Это было наказание, данное за длинный список судебных дел против него, в которых общая сумма лет могла бы дойти и до 50.
В этот раз, по мнению турецких властей, 57-летний Нишанян зашел слишком далеко в построении коттеджа без разрешения на его собственности в деревне Сириндж в Измире, туристической точке, которую он облагораживал развивая сельскую индустрию отелей. Представьте себе – словосочетание «коттедж без разрешения», на земле нелегальных построек, в стране, где президент восседает в дворце, конфискованном у его армянских хозяев. Лишь подумай об этом, Армянин!
Это страна, где законы работают лишь на правящих – законы созданы для устранения других и санкционирования мародерства, нападения и убийства.
Даже у ворот тюрьмы Нишанян остается все еще непокорным. Все еще противоречивым. Все еще оптимистичным. «К сожалению, Турция управляется людьми без горизонтов, без видения, без качества; людьми с маленьким разумом (мягко говоря, гномами)», сказал он репортерам, собравшимся там. Жаль эту страну. Все мы, все вы, заслуживаем лучшего. Мы надеемся, что однажды люди, умеющие отличать хорошее от плохого, также получат право управлять.»
Касаясь его домов-отелей в Сириндже, Нишанян большую прибыль вносил в Фонд Нешин. Этот фонд давал возможность получить образование детям из семей с финансовыми проблемами.
Несмотря на многочисленные судебные дела, Нишаняну удалось опубликовать его труды по теме новых и старых названий мест в Турции, наряду с топонимическим онлайн-индексом. И это в добавлении к книге-бестселлеру, показывающей маленькие отели в Турции.
Около года назад, Нишанян, выпускник Йеля и Колумбийского университета, обозлил тысячи людей через свой пост, защищающий свободу слова. Это был ответ на предположенные определения « в разжигании ненависти», последовавших после выпуска «Невинности мусульман», фильма порочащего пророка Мухаммеда.
«Смех над арабским лидером, который много веков назад заявил о том, что контактировал с Богом и вынес для себя политические, финансовые и сексуальные выгоды – не преступление разжигания ненависти. Это дело уровня детского сада, которое мы попросту называем свободой выражения.» — написал Нишанян в своем посте.
Спустя месяц, стамбульский суд нашел в этом вину Нишаняна – обладателя Премии Свободы слова 2004, которую вручает Ассоциация Прав Человека в Турции – и приговорил его к 13 месяцам в тюрьме. Преступление? «Публичное оскорбление религиозных ценностей населения».
Когда я спросила его об этом деле несколько дней спустя, его ответ был таков , «Я не верю, что кто-либо когда-либо преследовался в Турции за защиту убийств, ограблений и резни по отношению к армянам, евреям, курдам, атеистам и либералам. С другой стороны, тысячи преследовались и обвинялись в «оскорблении турецкости», прописанной в 301 статье уголовного кодекса страны. Сейчас «оскорбление ислама» несет в себе смену той слепой идеи как излюбленного инструмента для борьбы с диссидентами.
В 2010, комментарии Нишаняна о Геноциде армян появились во время дебатов на одной из программ турецкого телевидения, вылившиеся в наказание данного канала. Турецкое Радио и Высший Телевизионный Совет объявил комментарии Нишаняна «уничижающими Республику Турция».
Ситуация в Турции с правами человека – особенна по отношению к журналистам – крайне печальна. В 2012 Репортеры без границ объявили Турцию «Самой огромной в мире тюрьмой для журналистов.» На самом деле, государство опережает даже Китай и Иран.
Вся ситуация подтверждает то , о чем говорил Севан : «В Турции есть открытая враждебность по отношению к армянам. И она становится фанатичной, когда армянин еще и критик турецкой системы».
В преддверии столетия Геноцида армян , заключение Нишаняна – еще одна глава в судьбе армян в Турции. «Я верю что это испытание для воли правительства Эрдогана в развитии прав меньшинств в Турции» — он сказал мне в 2010, когда турецкий суд постановил снос его домов. «Я верю, что это также испытание для армян, смогут ли они жить в этой стране свободно и безопасно или же старая система преступного государства останется неизменной».
В конечном счете, когда такую личность как Нишанян сажают в тюрьму, то страдает всё общество. Это оставляет Турцию без еще одного различающего голоса, без еще одного идеалиста в вопросе демократической Турции, но ставшего еще одним гвоздем, прибивающим современную Турцию к ее ксенофобскому наследию.
© Источник: Наноре Барсумян — armenianweekly.com
© Перевод: Armenian Global Community