Мартин Ерицян — профессор консерватории имени Комитаса, известный армянский мастер скрипичного дела, который продолжает традиции школы своего отца.
«Мой отец, Шаген Ерицян, не был профессиональным музыкантом, но играл на многих инструментах. Он был первым мастером в Армении, кто на профессиональном уровне занимался скрипичным делом. В 1925 году, вернулся на Родину из Греции, куда бежал с семьей во время геноцида. Спустя четыре года отцу, с помощью известного армянского поэта,Чаренца, удалось основать свою мастерскую. Если тогда и занимались этим ремеслом, то в основном изготавливали восточные инструменты, а он занимался созданием скрипок. Шаген Ерицян является основателем школы по изготовлению струнных музыкальных инструментов. Благодаря моему отцу это дело имело свое начало и развитие в Армении.
Я родился в 1932 году, в Ереване. В 7 лет меня отдали в музыкальную школа имени Спендиаряна, в класс прекрасного и известного в то время педагога, Гоар Акопян. Затем я окончил музыкальное училище, а в дальнейшем и консерваторию имени Комитаса. После окончания вступил в «Филармонический квартет». Наш квартет был довольно-таки известен, и, можно сказать, мы стали «поводом» для работы многих композиторов. Нашему составу предоставляли возможность первыми исполнять произведения армянских авторов. В 1969, из Москвы, нам сообщили, о возможности участвовать в Международном конкурсе им. королевы Елизаветы в Брюсселе. За право участвовать в конкурсе боролись 12 музыкальных коллективов, и только 2 квартетам позволили поехать в Бельгию и выступить на конкурсе. Наш «Филармонический квартет» достойно проявил себя и получил грамоту, равносильную 4-ому месту. После конкурса начались наши выступления по всем республикам СССР, а так же во Франции, в Италии. Мы выступали не только с классическими произведениями известных композиторов, но также, для распространения нашей отечественной музыки, и с работами армянских музыкантов. Но, к сожалению, в 1975 году квартет распался, и большую часть своего времени я начал посвящать инструментам.
Я родился и вырос в такой обстановке, что не мог не быть вовлечен в эту сферу деятельности. В нашем доме постоянно звучала музыка:мои сестры играли на фортепиано, часто, для реставрации своих инструментов нас посещали известные музыканты, такие как Асламазян, Богданян. Все это связало меня с музыкой и инструментами: они прижились в моем сердце.
В подростковом возрасте, видя работу моего отца, я тоже начал принимать участие в изготовлении инструментов. После занятий в консерватории, свое свободное время я посвящал этому делу.
В определенный момент, я осознал, что пора попробовать самостоятельно создать инструмент. С моей первой скрипкой связано незабываемое воспоминание. Я был очень молод, учился на первом курсе, и бывало, что возвращался домой запоздно. Это естественно возмущало моего отца, и однажды в пылу гнева он разбил мою скрипку. Но мне удалось не только восстановить инструмент, но даже продать его.
Мы с отцом начали совместную работу. К нам поступали большие заказы. Заинтересованность к нашим инструментам была не только из Армении, но и из-за рубежа. Большие заказы к нам поступали из Москвы, мы условились отправлять несколько инструментов в год для Государственной коллекции России.
Моим учителем в этом ремесле был только мой отец, всем профессиональным навыкам я обязан ему. Но я бывал также и у многих других профессионалов этого дела. Если мне выпадал шанс, то во время гастролей за рубежом, я часто пытался встретиться и пообщаться с известными мастерами, и понаблюдать за их работой. Но больше всего меня удивили итальянские, парижские и чешские специалисты.
На моем счету более 400 скрипок, 150 альтов и 37 виолончелей. Есть большой спрос. Самым лучшим материалом, для работы, являются ели и клены из лесов Кавказа, в основном я езжу в Грузию. Получив законное позволение, лично хожу и ищу нужные мне деревья. После изготовления, как максимум за месяц, инструмент покупается. Заказы приходят не только из Армении, но и из Греции, Португалии, Испании, России. Главное суметь создать качественный, хорошо звучащий инструмент, а на хорошую работу всегда есть спрос.
Тенор кемани — смычковый струнный музыкальный инструмент, который я создал. Новый вид армянского народного инструмента имеет диапазон скрипки, альта и виолончели. В одном из народных армянских ансамблей в Марселе играют на 6 кемани. В Армении же на данном инструменте играет Григор Аракелян. Музыкант даже сыграл на нем концерт Гайдна для виолончели. По-моему, тенор кемани имеет изумительное звучание, и, я уверен, что в скором времени он вызовет интерес.
Однозначно, у меня есть продолжатели дела: мои сыновья. Тигран, альтист, сейчас живет в Испании, играет в камерном оркестре и одновременно занимается созданием инструментов, и Карен, скрипач, который работает вместе со мной. Раньше,если на инструментах, сделанных нашим семейством, стояла метка «Мартин Ерицян, сын Шагена», то сегодня написано «Мартин и Карен Ерицяны».
Кроме работы в мастерской, я так же преподаю в консерватории. Музыка – это мой «образ жизни», она постоянно вокруг меня: и во время работы, и во время отдыха. Хотя для меня также важна моя преподавательская деятельность, но если сравнить ее с созданием инструментов, то однозначно я выберу последнее, потому что инструмент постоянен. Создавать инструменты — одно удовольствие, и сколько мне дано жить, столько я и буду работать.
© Мариам Мхитарян — Armenian Global Community