
Все чаще мы узнаем об армянских стартапах и проектах из новостей и социальных сетей. Сфера IT технологий становится надеждой номер один, которая может здорово изменить экономику Армении. Одним из последних успешных и достаточно громких проектов является Moon by 1-Ring, который на краудфаундинговой платформе привлек более 305 000$ (на момент написания статьи — прим. ред), вместо 45 000$ планируемых. Мы пообщались с соучредителем проекта Серго Огановым, который рассказал о гаджете и сфере IT в Армении в целом.
Серго, расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея сделать такой гаджет?
Я искал нечто подобное для своих нужд и проектов, широкого набора функций не было, оказалось все дорого и сложно в установке. После чего, мы с нашей командой начали изучать рынок и пришли к набору функций которые запатентовали, плюс добавили изюминку в виде левитации.

Давайте вкратце расскажем что это за девайс и для каких целей он предназначен?
Сфер применения несколько: безопасность, автоматизация, контроль и сохранение данных.
Возможностей много, можно настроить уже имеющиеся датчики, либо присоединить и интегрировать с другими, задать алгоритм и последующие шаги.
Например, если подъехал к дому — поднять ворота, контролировать и сделать температуру ночью в спальне пониже, увеличить количество света в комнате в зависимости от естественного освещения, следить за детьми и питомцами, оповещать если что-то не так и так далее.

Получается, что в камере собраны функции «умного дома»?
Именно так. Главное — интеграция происходит через Bluetooth Zigbee Zwave, с другими «умными» коллегами.
Есть ли у вашего девайса аналоги? Можно ли считать «умный дом» вашим конкурентом?
По части камеры аналогов не мало, но именно такой набор уникален. Мы осознаём темпы роста рынка IoT (интернет вещей — прим. ред) и поэтому уделяем особое внимание интеграции и сотрудничеству.
На кого рассчитан ваш продукт и какие рынки сбыта вы в первую очередь рассматриваете?
На семейных людей и тех, кто хочет контролировать процессы дома. Родители, владельцы питомцев, любители новинок и дизайна, офисы для конференц-звонков.
По результатам уже понятно что рынки сбыта — это США, Великобритания, Канада.
Можно ли назвать ваш гаджет полностью армянской разработкой? Где находится команда?
Разработка и патент 100% армянские. Цель проекта — создать возможность, оставаясь в Армении, разрабатывать и поставлять продукты на внешние рынки. Я сам переехал в Армению из Грузии в 1999 году именно с этой целью.
А где будет налажено производство?
Все что можно получать на месте, в Армении делаем тут, а дальше посмотрим. Есть комплектующие которых в Армении не производят, и конечно без поддержки, будет очень сложно исполнить задуманное.
Ваш проект не первый армянский стартап, успешно привлекающий средства для запуска через краудфандинг (речь о кружке Yecup и смарт-кошельке Wolterman — прим.ред). В чем по-вашему секрет успеха?
На мой взгляд, секрет успеха в команде, а так же в помощи Global AM и TheCrowfundingformula. Также, стоит отметить поддержку, которая была от армян.

А сами продукты? Они должны быть какими, чтобы успешно привлечь средства?
Продукты должны иметь спрос, либо явно предлагать что-то нужное. Быть новинкой, чтобы хотелось заплатить за нечто чего пока нет, но что можно купить одним из первых.
Могут ли армянские IT-проекты добиться успеха в мире с такими технологическими продуктами?
Обязаны. Успех связан в основном в продвижении, как и в других областях.
Чего на ваш взгляд не хватает для этого? Зачастую, армянские проекты боятся создавать глобальные продукты и ограничиваются маленьким рынком.
Не хватает навыков управления и финансовой грамотности, знаний внешнего рынка, умения презентовать как себя так и проект.

Каким вы видите развитие IT в Армении? Это должны быть веб-сервисы, гаджеты, или технологии, какую нам лучше занять нишу на ваш взгляд?
Софт раз хорошо получается, и все то, что связано с созданием добавочной стоимости. Все услуги связанные с технологиями, вне зависимости от отрасли. Например медицина, сельское хозяйство, тоже могут быть высокотехнологичными.
Производство товаров (массово, а не штучно, в смысле хачкаров и деревянных изделий) с этим пока туго, увы. Не удаётся предоставлять конкурентоспособное качество.

Вы ранее сказали, что переехали из Грузии. Армян работающих в сфере IT за пределами Армении также достаточно много, может ли репатриация таких людей помочь и развить отрасль в стране?
Думаю людей, которые уже добились успеха вне Армении нужно привлекать по-другому. Они сильны «на местах», и, думаю, с удовольствием будут учить, направлять, содействовать, продвигать новое поколение. Надо лишь на институциональном уровне создать платформу для эффективности вышесказанного. Чтобы процессы были под контролем и без волокиты.

Можно ли сказать, что есть дефицит в кадрах в IT-сфере?
Да конечно, и это давно декларировалось в цифрах и направлениях со стороны UITE (Союз IT-предприятий Армении — прим.ред.).

Как можно решить проблему дефицита, кроме варианта с репатриантами?
Образование и распределение по направлениям в связке с рынком труда, общаясь с работодателями. Предоставление учащимся долгосрочной практики во время обучения.
Само собой надо привлекать лучших, чтобы они приезжали и множили, нужно лет 5 и мы начнем получать серьезные результаты. Но опять таки, необходимы навыки управления и ведения финансов.

А может ли страна стать привлекательной для экспатов?
Да, конечно. У нас есть все условия для качественной, спокойной и главное здоровой жизни. А оплата должна соответствовать их вложениям в процесс развития бизнесов и страны в целом, тогда будут с удовольствием приезжать и экспаты.

Напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые хотят запустить свой проект в Армении?
Создать, либо привлечь команду, рассчитать варианты развития событий, обеспечить достаточную привлекательность и полезность проекта. Верить в то что делаешь!
И еще, не бояться и не стесняться обращаться за помощью к успешным и знающим людям. Они не так часто отказывают, как может показаться.
Спасибо больше за беседу и удачи вам во всех проектах!
Беседовал: Георгий Кеворков