«Мы теряем 1400 девочек в год. На ком будут жениться наши мальчики?»: Нелегкое положение Армении

Отбор по признаку пола хоть и запрещается законом, но нехватка женщин ставит под вопрос существование страны, где мальчики традиционно считаются инвестицией, а девочки — потерей.

Дети играют в школе в Гаваре, Армения. В их классе в два раза больше мальчиков, чем девочек. Все фотографии Джоди Хилтона для The Guardian

Иногда кажется, что существует так много способов причинить вред женскому полу, что некоторые методы мы порой не замечаем. Некоторых женщин вы никогда не увидите, потому что им не суждено родиться.

В своём знаменитом эссе 1990 года, Амартия Сен писала о «пропавших женщинах» в результате технологического прогресса, позволяющего дородовой отбор по признаку пола.

Большинство людей не удивится узнав, что данная практика применяется в Китае и Индии, однако я нахожусь в Армении и веду разговор с обеспокоенной женщиной тридцати лет. Мы находимся на востоке страны, в городе Гавар. Данный регион уступает по числу абортов зародышей женского пола только Китаю. Здесь на 120 мальчиков рождается всего 100 девочек.

Моя собеседница — мать двоих дочерей, которые, как она мне сама рассказывает, просят её: «Пойдём в церковь, поставим свечку за рождение братика». В семье все без исключения ждут мальчика, вот почему у нее уже было девять или десять абортов, она затрудняется назвать точную цифру. По её словам всему виной «сердечно сосудистая болезнь», о которой как не странно ничего конкретного она сказать не может.

«Если я забеременею, и снова девочка …» говорит она почти шепотом. Девушка не уверена, что сделает в этом случае. Она слышала о врачах в Ереване, которые могли бы ей помочь. В Армении пренатальный отбор по признаку пола запрещается законом с 2016 года.

По словам женщины, она не будет жалеть если ей прийдется избавиться от следующего ребенка. «Мой муж будет жалеть. Он далеко не рад абортам всех этих детей». Как и многие армяне, он проводит больше шести месяцев в год на заработках в России. «Через несколько лет мои девочки выйдут замуж, а я останусь совсем одна».

Мать, на счету которой несколько абортов. Снимок сделан в социальном центре в Гаваре, Армения.

Необходимость обеспечить продолжение рода и убеждение, что именно мальчики смогут содержать в старости — одни из причин распространения отбора по признаку пола. Девочки вырастают, выходят замуж и покидают родительский дом. Они переезжают к семье мужа. Мальчики — это инвестиция, девочка — потеря. Я слышу об этом снова и снова. Таким правилам трудно придерживаться современным женщинам — врачам, журналисткам и политическим деятелям, — которых очень много в Ереване. В частности самое большое давление на женщин, чтобы те рожали сыновей, оказывают другие женщины, а именно свекрови.

Доктор Грачья Халафян, который руководит медицинским центром «Севан» в Ереване, был шокирован, когда впервые услышал о половом дисбалансе в Армении. «Все были в шоке», — говорит Севан, который объясняет своим сотрудникам, что всвязи с этим нельзя допускать никаких прекращений беременности.

Раньше у женщин было семь или восемь детей, а сегодня женщины в Армении в среднем рожают только один раз. Раньше, когда последним рождённым ребенком была девочка, ей могли дать имя «Бавакан», что переводится с армянского, как «достаточно», как будто всем уже было безразлично, как назвать ребёнка. Врачи теперь поощряют женщин иметь девочку, но я также слышу рассказы о том, что происходит в «других местах», где женщинам не сообщают, будет ли у них мальчик или девочка на 12-недельном осмотре. Однако способы узнать пол ребёнка все же существуют: например, если врач положит шариковую ручку в свой левый карман, то будет девочка, если в правый, то мальчик.

Армения действительно нуждается в своих «пропавших женщинах». «Мы теряем 1400 девочек в год. На ком в будущем будут жениться мальчики? Как мы будем укреплять армянский народ? У нас всего 3 миллиона человек. Нам нельзя иметь такие потери. Не останется матерей, желающих рожать девочек», — говорит Халафян.

Доктор Гаянэ Аветисян делает УЗИ беременной девушке в Республиканском родильном доме в Ереване.

Половой дисбаланс

«Предпочтение иметь сына» — необходимый эвфемизм. Количество абортов по признаку пола уверенно растет на Кавказе и в Азии (Армения занимает третье место в мире, уступая только Китаю и Азербайджану), и тенденцию не изменить, поскольку уровень рождаемости будет снижаться. Когда зеленые пропагандисты говорят о том, что рост населения является самой большой проблемой в мире, им также необходимо учитывать гендерные факторы. Чем меньше семьи имеют детей, тем больше они хотят мальчиков.

Данные, собранные в Армении в 2010 году, начали выявлять половой дисбаланс: на каждые 100 девочек рождалось 115-120 мальчиков. Известны случаи, когда на школьных танцах, девочек было так мало, что мальчики были вынуждены танцевать друг с другом.

В 2011 году фонд ООН в области народонаселения начал свою информационно-разъяснительную работу на тему отбора по признаку пола, а в 2017 году стартовала глобальная программа по предотвращению полового отбора. Несмотря на первоначальное сопротивление правительство Армении начало поддерживать кампанию ЮНФПА. В стране уже заметны результаты. В 2014 году соотношение составляло 114 мальчиков на 100 девочек; в прошлом году — 110 мальчиков на 100 девочек.

Воскресная месса в Эчмиадзинском соборе, сердце Армянской Апостольской Церкви и место святого паломничества для армян.

Усилия ЮНФПА и гуманитарных организаций, таких как «Save the Children», оказались успешными, потому что они занимаются конкретными причинами, подталкивающих на отбор по признаку пола: контрацепция, эмиграция, исключительная роль мужчины в качестве кормильца, наследование, последствия военного конфликта на семейный род.

О конфликте, как об одной из причин, рассказала директор школы в Гаваре, где в классах мальчиков больше, чем девочек. По словам Араксии Верданян, народ ощущает на себе последствия войны. Армения воюет с Азербайджаном за Нагорный Карабах. «Наши солдаты гибнут каждый день. Нам нужны девочки для повышения рождаемости. Нам нужны мальчики для защиты границы», — говорит она. Здесь каждый мальчик — очередной солдат.

Министры поясняют политическую стратегию, нацеленную на повышение значимости девушек. В качестве приоритетов пропагандируются контрацепция и здоровье. Всех ключевых специалистов обучают положительно отзываться о девочках. У женщины есть три дня, чтобы передумать после того, как она попросила сделать аборт на 12 неделе.

Вартуи Вардумян из Тавушского района, с трехдневным ребенком в Республиканском родильном доме в Ереване. Пока еще неназванный ребёнок — ее вторая дочь.

Я иду на кукольное представление «Путешествие Не» в исполнении армянского центра международного союза кукловодов, в старшей школе, где народные сказки звучат по-новому. День удаётся спасти благодаря мудрости девочки. Девушки побеждают демонов. Харизматичный кукольник Армен Сафарян рассказывает своей молодой аудитории: «Кем нам суждено родиться — воля божья. Уважение и любовь заразительны. Я отношусь к мужчинам и женщинам одинаково, и это слова человека, который путешествовал по миру и многое повидал. Мы только начинаем, и нам нужны наши девочки. Мы должны положить конец этому убийству».

«Слово — ваше оружие»

Работа, проводимая в семинарии удивительным психологом по имени Инга Арутюнян, очень впечатлила меня. В классе духовной семинарии Геворкян города Вагаршапат, при Эчмиадзинском монастыре, учатся молодые священники — высокообразованные молодые люди.

Арутюнян установила отношения с церковью. Оставшись наедине, она рассказывает мне о древних армянских богинях и матриархатах. Но ключевой момент в том, как она разговаривает с классом. «Вы священники», — говорит она им. «Слово — ваше оружие», а затем она дает им тексты из Библии, в которых говорится о проявлении уважения к женщинам.

Инга Арутюнян ведет урок психологии в городе Вагаршапат, где она учит священников, как беседовать с семьями о значимой роли девочек.

Заинтересованность церкви в решении проблемы, наряду с правительством и гражданским обществом — уже нечто особенное. В этом и заключается стратегия в Армении: работать со всеми, вовлекать представителей любых групп, продвигать идею о значимости девочек и женщин благодаря культуре. Стратегия действительно успешная.

«Мы не выступаем против женщин, как в Индии», — говорит Ваан Асатрян, исследователь Международного центра человеческого развития. По словам Ваана, для предотвращения отбора по признаку пола, необходимо рассматривать проблему в конкретном контексте. Ситуация в Непале, например, отличается от того, что происходит во Вьетнаме.

По словам Ваана Асатряна из Международного центра человеческого развития ключевой проблемой является уровень рождаемости.

Он считает, что проблема кроется именно в уровне рождаемости. Все настаивают на том, чтобы найти ответ на вопрос: за или против абортов. Аборт, повторяет он, является просто механизмом, посредством которого происходит отбор по признаку пола. Право на аборт является достижением цивилизации. В Армении можно свободно прервать беременность до 12 недель.

Однако введение УЗИ в середине 90-х годов увеличило количество отборов по признаку пола во всех бывших советских республиках.

Для решения проблемы, необходимо сделать данный вопрос самым приоритетным — дать понять обществу, что половой дисбаланс напрямую угрожает существованию нации.

Если тенденции не изменятся, то к 2060 году Армения потеряет почти 93 000 девочек — потенциальных матерей. Все говорят о расширении возможностей для женщин, но «никто никого не обвиняет в том, что происходит … Мы все являемся частью решения», — говорит Асатрян.

«Гендерные стереотипы не изменить за два года, но мы можем работать с имеющейся информацией, говорить о правах человека».

Асмик Маргарян с дочерью Викой, родившейся четыре дня назад, в родильном отделении города Севан.

На конференции, посвященной гендерному равенству и борьбе с пренатальным отбором по признаку пола в городе Цахкадзор, горнолыжном курорте, делятся своим опытом общественные работники, активисты и врачи со всей страны. Многие мужчины обвиняют женщин в том, что у них будет девочка, не понимая, что хромосома Y, ответственная за мужской пол, передается из мужского генома.

Пью кофе с Маргаритой, молодой девушкой, работающей с детьми-инвалидами. Она считает, что каждый человек имеет право на жизнь.

Маргарита говорит, что любит всех детей. Она говорит женщинам, с которыми работает: «Когда ты хочешь, чтобы твой муж купил тебе дорогую сумочку, что ты делаешь? Правильно, ты стараешься убедить его. Почему бы не сделать тоже самое в случае с ребёнком? Поговори с ним, скажи ему, что ты хочешь иметь девочку. Убеди его. Скажи ему, что ты хочешь, чтобы она жила».

Источник: theguardian.com

Перевод: Артем Асрян — armeniangc.com

5 1 vote
Рейтинг статьи

Press ESC to close