Politico: Газовая сделка ЕС — Азербайджан —  это повторение ошибки

Соглашение с ещё одним автократическим режимом противоречит климатическим целям блока и стандартам в области прав человека.

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов приветствует президента Европейской Комиссии Урсулу фон дер Ляйен.  Фото: Тофик Бабаев/AFP via Getty Images

В рамках миссии Евросоюза по избавлению от российского ископаемого газа в середине июля президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали меморандум об удвоении экспорта азербайджанского газа для блока.

Согласно документу, к 2027 году каспийское нефтяное государство будет поставлять в Европу не менее 20 миллиардов кубометров ископаемого газа каждый год через Южный газовый коридор (ЮГК) — 3000-километровую цепь газопроводов, доставляющих газ в ЕС. 

Однако это соглашение противоречит климатическим целям ЕС и его стандартам в области прав человека.  

Как уже утверждали группы гражданского общества, поддержка расширения добычи газа только обогатит автократический режим в Азербайджане, печально известный безудержной коррупцией и репрессиями против всей оппозиции в стране.

Однако не акцентируется обсуждение на том, что критически важная инфраструктура, необходимая для добычи и транспортировки газа из Каспийского моря в Европу, принадлежит «Лукойлу» — российскому нефтегазовому гиганту, тесно связанному с режимом президента России Владимира Путина. 

Одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире «Лукойл» заявляет, что входит в тройку крупнейших налогоплательщиков России, заплатив более 200 миллиардов долларов налогов только в 2019 году. «Лукойл» также входит в санкционный список США. 

Вагит Алекперов, бывший генеральный директор «Лукойла» и бывший заместитель министра нефти и газа Советского Союза, ранее даже открыто заявлял, что считает цели компании тесно связанными с целями российского правительства. Однако позже он ушел в отставку после того, как Великобритания и Австралия ввели санкции против группы российских элит и олигархов, которые, по словам министра иностранных дел Австралии, «близки к Путину; [и] содействовали и поддерживали его действия».

Лукойл работает в нефтегазовом секторе Азербайджана с 1994 года. В начале 2000-х годов она сосредоточила свои усилия в Азербайджане на разработке месторождений ископаемого газа Шах-Дениз, которые являются одними из крупнейших в мире.

Фактически, за несколько дней до вторжения России в Украину, «Лукойл» завершил приобретение доли малайзийской Petronas в Шах-Денизе за $1,45 млрд, увеличив свою долю в проекте с 10% до 19,99% и став вторым по величине акционером после British Petroleum (BP). 

Одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире «Лукойл» утверждает, что входит в тройку крупнейших налогоплательщиков России, заплатив более 200 миллиардов долларов налогов только в 2019 году | Кирилл Кудрявцев/AFP via Getty Images

Помимо Шах-Дениза, который станет основным нефтегазовым месторождением для экспорта в ближайшие десятилетия, Лукойл преследует и другие потенциальные разработки в Азербайджане. В 2021 году компания купила у BP 25-процентную долю в проекте по разведке мелководного Апшеронского полуострова (SWAP).

И после 30 лет споров, в январе того же года, когда Азербайджан и Туркменистан договорились о совместной разработке месторождения Достлук, расположенного на границе их соответствующих секторов Каспийского моря —  Алекперов обсуждал инвестиционные варианты «Лукойла» с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым всего лишь месяц спустя, чтобы участвовать в совместных усилиях Азербайджана и Туркменистана. 

В дополнение к азербайджанскому источнику ископаемого газа, связанного с ЕС, “Лукойл” также является акционером Южно-Кавказского трубопровода, самого восточного участка ЮГК. И она имеет 15,992-процентную долю в Азербайджанской газоснабжающей компании, грузоотправителе и продавце азербайджанского ископаемого газа, предназначенного для Европы через ЮГК.

Между тем, продвигаемый Комиссией под видом уменьшения зависимости Европы от российского ископаемого газа, сам ЮГК столкнулся с серьезной оппозицией со стороны гражданского общества за нарушение ряда принципов ЕС. И, как уже предупреждал “Бенквоч” в 2015 году, Москва была вовлечена с самого начала.

ЮГК является единственным маршрутом, связывающим газовые месторождения Каспийского моря с ЕС, и Азербайджан начал экспортировать газ в Европу через него в 2020 году. Коридор проходит через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и Италию на другие рынки ЕС и состоит из Южно-Кавказского трубопровода, Трансанатолийского и Трансадриатического трубопроводов и других веток, в то время как его основным действующим газовым месторождением в настоящее время является газовое месторождение Шах-Дениз в Каспийском море.  

С объемом, оцениваемым в 45 миллиардов долларов, ЮГК был, среди прочего, поддержан государственным финансированием через фонд ЕС «Соединение Европы», CEF, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития.  

По словам фон дер Ляйен, Азербайджан является «важнейшим и надежным партнером для нашей безопасности поставок». Тем не менее, влияние России в ключевых частях цепочки поставок азербайджанского газа на пути в Европу ставит под сомнение любые требования по энергетической  безопасности. 

Мало того, что «Лукойл» является крупным налогоплательщиком в России, который может использовать свои газовые прибыли от Азербайджана для финансирования военной машины Путина, но и ее позиция во многих азербайджанских проектах дает компании доступ к информации, которая может быть использована для поддержки продолжающегося вооружения России и экспорта своего ископаемого топлива. 

Эта сделка просто не может помочь ЕС решить потенциальную нехватку газа сейчас. Наращивание мощностей по добыче и транспортировке газа технически невозможно реализовать менее чем за пять лет, и ЕС уже должен начать значительно сокращать свой спрос на газ, чтобы достичь свои климатические цели.  

Комиссии пора начать учиться на своих прошлых ошибках в отношении энергетической диверсификации и энергетической безопасности на основе сделок, которые она заключила с автократическими режимами. Они служат только для того, чтобы увековечить зацикленность Европы на ископаемом топливе именно тогда, когда ей крайне необходимо это прекратить.

Автор: Глигор Радечич

17 августа, 2022

Глигор Радечич является руководителем газовой компании в сети «Бенквоч» в Центральной и Восточной Европе. 

Источник: politico.eu

Перевод: Armenian Global Community

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close