Что стоит за новым витком столкновений между Арменией и Азербайджаном

Сентябрьские столкновения стали самым серьезным вооруженным инцидентом между Арменией и Азербайджаном со времен карабахской войны 2020 года. Эксперты предполагают, готовится ли Азербайджан к более масштабному наступлению на юге Армении или просто пытается оказать давление на Ереван.

Не так много времени прошло с тех пор, как Азербайджан и Армения последний раз сталкивались из-за Нагорного Карабаха в конце июля и начале августа, когда 13 сентября 2022 года вспыхнули кровопролитные крупномасштабные бои. Однако на этот раз столкновения произошли вдоль их общей южной границы (не спорный регион). Недавний раунд боевых действий является еще одним следствием пограничного кризиса между Арменией и Азербайджаном, который начался в мае 2021 года и не имеет признаков ослабления. Все это происходит, когда Баку и Ереван вовлечены в серьезный политический спор о демаркации их общей границы, статусе непризнанного Нагорного Карабаха и установлении торгово-транзитного маршрута, который соединит Азербайджан и Турцию через территорию Армении.

Что именно произошло?

Серьезная эскалация боевых действий между Арменией и Азербайджаном, имевшая место 13-14 сентября, стала неожиданностью для многих наблюдателей, поскольку произошла вскоре после того, как премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев встретились в Брюсселе на очередном раунде мирных переговоров под эгидой президента Европейского Совета Шарля Мишеля. Первоначально и Пашинян, и Алиев хранили молчание об итогах встречи, но председатель Европейского совета опубликовал заявление для СМИ, в котором подробно изложены основные моменты, обсуждавшиеся на встрече. Среди них были переговоры о будущем мирном договоре между Арменией и Азербайджаном, вопросы делимитации их межгосударственной границы и разблокирования торговых коридоров, что было предусмотрено соглашением о прекращении огня от ноября 2020 года, положившим конец недавней карабахской войне. Тем не менее, через две недели после встречи Пашинян признал, что Еревану и Баку вновь не удалось решить фундаментальные проблемы: статус Нагорного Карабаха; предоставление прав своему армянскому населению; и, наконец, разблокировка региональных транспортных сообщений.

13 сентября Азербайджан нанес широкомасштабный удар с применением артиллерии, тяжелого вооружения и беспилотников по целям, расположенным на территории собственно Армении. В общей сложности азербайджанские военные нанесли удары по 23 объектам в Сюникской, Гегаркуникской и Вайоцдзорской областях Армении, которые расположены на юге страны и граничат с Азербайджаном. В ходе недавнего удара Азербайджан поразил и нанес ущерб не только военным объектам, но и жилым кварталам в таких армянских городах, как Горис и Капан, а также местным селам: Сотк, Артаниш, Джермук, Кут и другим. Боевые действия прекратились 14 сентября, когда воюющие стороны договорились о прекращении огня. 

В Минобороны Азербайджана заявили, что нападение было ответом на предполагаемую «широкомасштабную провокацию» Армении против азербайджанских войск, которая готовилась в Кельбаджарском, Лачинском и Дашкесанском районах Азербайджана. Эти утверждения были опровергнуты официальными лицами Армении, которые категорически отрицали, что армянские военные намеревались провести какую-либо подобную операцию на территории Азербайджана, и возложили всю вину за нападение на Баку.

В результате столкновений Армения сообщила о гибели 135 своих военнослужащих, а Азербайджан сообщил о 79 погибших среди своих вооруженных сил. Согласно источникам азербайджанских СМИ, азербайджанские военные захватили ряд стратегических позиций и высот на территории Армении, что подтвердили высокопоставленные лица Армении.

Масла в огонь подлил Пашинян, произнесший 14 сентября в парламенте громко звучащую по телевидению речь, которая вызвала гнев общественности и вывела на улицы тысячи армян. Пашинян сказал, что «Мы [правительство] хотим подписать документ, в результате которого многие люди будут критиковать нас, многие люди будут проклинать нас, и многие люди назовут нас предателями. Может быть, народ решит отстранить нас от власти». Это заявление вызвало у армян всеобщее возмущение и страх, что правительство готовится пойти на большие уступки Азербайджану за спиной народа. Чтобы успокоить общественность, Пашинян и спикер парламента Ален Симонян отправились в Facebook, чтобы объяснить, что никакого мирного соглашения с Азербайджаном не ведется, и Армения обязательно рассмотрит статус Нагорного Карабаха в мирных переговорах с Азербайджаном. Они также утверждали, что Ереван рассматривает статус Нагорного Карабаха не как территориальный вопрос, а как «вопрос о правах», в частности, на самоопределение.

Незаконченное дело

Несмотря на то, что сентябрьские столкновения происходили вдали от Нагорно-Карабахского региона, они по-прежнему напрямую связаны с войной за эту непризнанную территорию, которая произошла в 2020 году. Нагорно-Карабахская война 2020 года завершилась трехсторонним соглашением между Арменией, Азербайджаном и Россией, которое, среди прочего, предусматривало вывод армянских сил из районов Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху, которые были заняты с 1992 года, и гарантировало беспрепятственный и безопасный проход по транспортному маршруту, который свяжет восточный Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой Азербайджана через территорию Армении. Однако по сей день указанный транспортный маршрут так и не создан, и предстоят еще непростые переговоры между Ереваном и Баку. Более того, уход Армении с оккупированных азербайджанских территорий вызвал немедленную проблему с демаркацией южного участка армяно-азербайджанской межгосударственной границы, что стало еще одним предметом разногласий между ними.

В январе 2021 года в Москве была создана трехсторонняя рабочая группа под совместным председательством заместителей премьер-министров Армении, Азербайджана и России для наблюдения за восстановлением транзитной и инфраструктурной связи между Азербайджаном и Нахичеванью, которая называется Мегринским коридором в Армении и Зангезурским коридором в Азербайджане. Азербайджан и Турция, по-видимому, наиболее заинтересованы в открытии транспортного канала через южную Армению в Нахичевань, поскольку это дало бы им много преимуществ. Азербайджан получит прямую наземную связь со своим крупнейшим союзником Турцией и легкий способ доставки товаров и энергоносителей в Нахичевань. Беспрепятственный сухопутный проход в Азербайджан дал бы Турции возможность укрепить политические и экономические связи не только с Азербайджаном, но и с другими тюркскими странами Центральной Азии, что долгое время было целью Анкары.

Несмотря на это, восстановление коридора Мегри/Зангезур остается в подвешенном состоянии, поскольку Ереван и Баку до сих пор не могут договориться о важнейших деталях. Армения утверждает, что готова открыть дорогу и три новых погранперехода для проезда азербайджанских автомобилей в Нахчыван. Тем не менее, Ереван категорически возражает против видения Азербайджаном рассматриваемого транспортного сообщения, которое, по мнению Баку, должно состоять из автомагистрали, проходящей через армянский город Мегри, покрывающей кратчайшее расстояние между материковой частью Азербайджана и Нахичеванью, и восстановленной железной дороги советских времен. Кроме того, Азербайджан и Армения не могут договориться о правовом статусе вышеупомянутого транспортного сообщения. Баку настаивает на том, чтобы азербайджанские транспортные средства, использующие его, не подвергались армянской таможенной проверке, тогда как Армения хочет сохранить юрисдикцию над маршрутом, поскольку он пересекает единственный путь в Иран.

Отказ правительства Армении организовать транзит в соответствии с планами Азербайджана вызвал серьезное недовольство Баку. В последние месяцы высшие официальные лица Азербайджана неоднократно публично критиковали Армению за саботаж процесса открытия региональных транспортных маршрутов. Алиев даже утверждал, что Зангезур (Сюник), а также столица Армении Ереван и Севан (Гегаркуник) на самом деле являются историческими азербайджанскими землями, и намекал, что Баку может применить силу для создания коридора в Зангезуре.

Судя по всему, успех Баку в войне 2020 года в Нагорном Карабахе убедил его в том, что военные решения более эффективны, чем дипломатические. Таким образом, Азербайджан использовал неудачные переговоры с Арменией по транспортному сообщению как повод для силового давления на Ереван с целью получения уступок. В мае 2021 года азербайджанские военные совершили первое серьезное вторжение на территорию собственно Армении, в Сюникскую и Гегаркуникскую области. На сегодняшний день произошло несколько столкновений и других вооруженных инцидентов на южном участке армяно-азербайджанской границы, а также на армяно-нахчыванской границе и в Нагорном Карабахе. Однако сентябрьские столкновения стали самым серьезным вооруженным инцидентом между Арменией и Азербайджаном со времен карабахской войны 2020 года, и эксперты размышляли, готовится ли Азербайджан к более крупному наступлению на юге Армении или просто пытается оказать давление на Ереван.

Международный контекст

Многое указывает на то, что недавнее нападение Азербайджана на территорию Армении является очередной попыткой оказать давление на Армению с целью получения дипломатических уступок, особенно после неудачных переговоров. Время недолгих столкновений также не кажется случайным, поскольку они происходят в тот момент, когда Россия, которая является ключевым посредником и миротворческой силой в Нагорном Карабахе, не только втянута в войну в Украине, но и терпит военные неудачи. Тем не менее, еще до нынешнего украинского контрнаступления, после 24 февраля Россия сократила свое военное присутствие в Армении и Нагорном Карабахе, чтобы иметь возможность ввести дополнительные войска в Украину. В результате Азербайджан мог бы использовать эту возможность для усиления давления на Армению, не беспокоясь о возмездии со стороны России. Тем более, что Баку уже давно критически относится к действиям российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе и невыполнению им некоторых положений соглашения о прекращении огня.

Как и ожидалось, реакция России на столкновения последовала довольно поздно и была сдержанной – Москва лишь подчеркивала важность деэскалации и пыталась договориться о прекращении огня, чего в итоге не произошло. Реакция Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), к которой Армения официально обратилась по поводу обеспечения коллективной безопасности, была столь же приглушенной. ОДКБ решила не вмешиваться, а лишь направить миссию по установлению фактов. Однако и до войны в Украине ни Россия, ни ОДКБ не стремились помогать Армении в конфликте с Азербайджаном. Россия предпочитала играть посредническую роль, так как это давало бы рычаги давления как на Армению, так и на Азербайджан, и культивировало бы позитивные отношения с Баку. С другой стороны, члены ОДКБ, такие как Казахстан и Беларусь, не хотели ставить под угрозу свои связи с Азербайджаном, вмешиваясь от имени Армении.

Другим событием, которое могло бы придать Баку смелости на международном фронте, стал новый Меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству в области энергетики, который был подписан с Еврокомиссией в июле этого года. Соглашение предусматривает транспортировку дополнительных 20 миллиардов кубометров азербайджанского газа ежегодно в Европу к 2027 году. Таким образом, стратегическое значение Азербайджана для ЕС значительно возросло, поскольку его природный газ может частично заменить российские поставки, что особенно важно в условиях нынешнего энергетического кризиса, который Европа только начинает испытывать.

На данный момент перемирие от 14 сентября, похоже, соблюдается, и недавние столкновения не кажутся прелюдией к более крупному наступлению Азербайджана в южных районах Армении. Последнее не может быть полностью исключено в случае, если Азербайджан не достигнет своих целей, когда речь идет о транспортном коридоре. Однако начало наступления на территорию собственно Армении, а не Нагорного Карабаха, являющегося частью международно признанной территории Азербайджана, создало бы для Баку новый комплекс проблем. Такой шаг имел бы серьезные последствия в отношениях с западными партнерами. Азербайджан уже получил довольно четкое предупреждение от США не нагнетать обстановку дальше, когда спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси прибыла в Армению с делегацией Конгресса всего через несколько дней после начала столкновений. Во время встречи с Пашиняном Пелоси заявила, что Азербайджан спровоцировал недавние пограничные столкновения, и осудила то, что она назвала «незаконными и смертоносными нападениями» Азербайджана на Армению. Баку тут же опроверг эти заявления и обвинил Пелоси в угрозе миру на Кавказе.

По вышеуказанным причинам Азербайджан может не рискнуть проводить стратегию военной эскалации, несмотря на то, что Россия в настоящее время борется на Украине. Тем не менее в ближайшие месяцы более вероятны более мелкие пограничные инциденты, особенно если мирные переговоры по-прежнему ни к чему не приведут. Баку будет продолжать разочаровываться в нерешенности важнейших послевоенных вопросов, в частности восстановления долгожданного транспортного маршрута.

Источник: neweasterneurope.eu, 20 сентября 2022, Наталья Конаржевска

Наталья Конаржевска — выпускница Варшавского университета, а также независимый эксперт и аналитик, специализирующаяся на политических и экономических событиях на постсоветском пространстве.

Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close