Немногие удивятся, узнав, что Соединенные Штаты участвуют в поддержке демократической страны, которая недавно подверглась вторжению со стороны своего авторитарного соседа. Но многие американцы, вероятно, не знают, что их страна делает это для двух таких постсоветских стран: не только Украины, но и Армении, которая вот уже почти три недели страдает от вторжения Азербайджана.
Эти две ситуации не связаны между собой. Ключевым фактором продолжающейся активности США в Армении является видимое отсутствие России в регионе, который последняя считает своим задним двором. Но США не просто пытаются вытеснить Россию с постсоветского Южного Кавказа. Скорее Вашингтон, похоже, осознал, насколько серьезна угроза — не только для Армении, но и для всего мира.
В первые минуты 13 сентября, когда семьи по всей восточной Армении спали, Азербайджан начал неспровоцированный обстрел трех десятков армянских городов из тяжелой артиллерии и беспилотных боевых беспилотников. Две страны на протяжении десятилетий время от времени вступали в боевые действия из-за спорной Нагорно-Карабахской республики, но теперь режим Азербайджана, похоже, пользуется военной неподготовленностью своего соперника и отвлекающими факторами в глобальном масштабе, особенно в России. Азербайджан пытался отрицать нападение в пределах границ Армении, но натиск был настолько интенсивным, что спутники управления огнем NASA обнаружили массивные тепловые аномалии. По официальным подсчетам правительства, всего за два дня силы Азербайджана убили более 200 армян, в основном солдат. На видео, распространенном оккупантами, видно, как они хихикают, калеча павших армянских женщин и казня сдавшихся армянских солдат.
Более подробная информация о вторжении поступила от проживающих в Армении журналистов и официальных лиц. 14 сентября иностранные журналисты сообщили, что попали под обстрел азербайджанской стороны в армянском городе Сотк, который находится далеко от военных объектов. На следующий день на экстренном слушании в Совете Безопасности ООН Армения сообщила, что, несмотря на прекращение огня накануне, Азербайджан стягивает дополнительные войска, в том числе в Нахичевань, эксклав Азербайджана, граничащий с юго-западом Армении. Это откроет второй фронт вторжения. 23 сентября посольства западных стран в Ереване опубликовали все еще действующие «предупреждения о поездках» в южную Армению и за ее пределы, давая понять, что ожидают новых атак. Тем не менее многим СМИ по всему миру не хватает региональных журналистов на местах, поэтому новости из Армении в основном не попадали в поле зрения мейнстрима.
Только после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в Армению в выходные дни 17 сентября в поддержку армянской «безопасности и демократии» против «незаконных и смертоносных нападений» Азербайджана стало полностью ясно, что США в процессе драматической трансформации , полностью вовлечена, хотя, вероятно, только дипломатически, в предотвращение экзистенциальных угроз против Армении.
Джеки Спейер, одна из двух армяно-американских женщин-конгрессменов, сопровождавших спикера Пелоси, вспоминала на большом армяно-американском собрании в Лос-Анджелесе 25 сентября, что в Армении она сказала хозяину ужина, премьер-министру, что она не хочет чтобы еще одна девочка чувствовала себя так же, как она, пока росла: не хотела идентифицировать себя как армянку, потому что ее родина, тогда входившая в состав СССР, не значилась на карте мира. Как заявила конгрессмен на собрании, она представляет резолюцию об осуждении и привлечении к ответственности за военные преступления и агрессию Азербайджана после аналогичного предложения видного демократа в Палате представителей Адама Шиффа и двухпартийной резолюции Сената, представленной ключевыми сенаторами Бобом Менендесом и Марко Рубио. Но речь идет не о внутренней избирательной политике.
Что еще более важно, особенно с учетом того, что Конгресс исторически был внимателен к проблемам американских армянских избирателей, Белый дом изменил свою традиционно «обостороннюю» риторику в отношении конфликта. Именно США, а не региональный гегемон Россия, сыграли ключевую роль в прекращении агрессии Азербайджана 13-14 сентября. С тех пор администрация Байдена инициировала многочисленные встречи с армянскими и азербайджанскими официальными лицами, как лично, так и по телефону, несмотря на угрозы авторитарного президента Азербайджана, который сделал армянофобию своей формулой консолидации власти с момента наследования президентского поста в 2003 году, что «никто и ничто не может нас остановить».
Участие США также может стать неожиданностью, учитывая, что Армения формально является частью ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), несостоявшейся российской мини-версии НАТО. Озабоченная неудачным вторжением в Украину и принудительной мобилизацией войск, Россия сегодня не может и не хочет защищать своего союзника по договору Армению. Но в 2020 и 2021 годах, во время предыдущих раундов агрессии со стороны Азербайджана, Россия также предпочла не делать больше для защиты своего союзника, несмотря на то, что у нее была для этого военная мощь. На бумаге Россия является гарантом безопасности демократической Армении. На самом деле Россия и Азербайджан, два авторитарных государства, богатых ископаемым топливом, гораздо ближе; непоколебимая поддержка последней со стороны Турции, которая стала все более важным партнером России в условиях западных санкций, еще больше усложняет поддержку Россией Армении.
Сегодня США, похоже, осознают, что временное отсутствие России на Кавказе означает потенциальное участие не только Турции, но и Ирана, который предостерег от изменения границ; у него есть северная граница с Арменией, безопасный путь к Европе. Потенциальная конфронтация Турции и Ирана в результате вторжения Азербайджана в Армению может привести к неуправляемой дестабилизации Ближнего Востока и за его пределами, чего не хотят ни Россия, ни США.
Недавнее вмешательство США в дела Кавказа беспрецедентно. Впервые со времен холодной войны действия другой страны, а не России, имеют сейчас наибольшее значение в регионе. Удастся ли Вашингтону предотвратить полномасштабное вторжение в демократическую Армению? Готова ли она пойти на жертвы для достижения этой цели, такие как продажа оборонного вооружения Армении и введение санкций против Азербайджана, несмотря на сильное давление Турции и потребности Европы в энергии? Единственная публичная жертва Америки за последние три недели в защиту существования Армении, по-видимому, исходит от уходящего в отставку посла США в Армении. 28 сентября Линн Трейси, рискуя своей безопасностью, отправилась в Сюник, самый южный регион Армении, несмотря на то, что ее собственное посольство предостерегало от посещения всего региона.
Ранее президент Джо Байден объявил, что назначит Трейси послом США в России, что свидетельствует о ее мужестве и необходимости более глубокого понимания Москвы теми, кто больше всего от нее зависит. Возможно, в Вашингтоне понимают, что если ему не удастся предотвратить следующую агрессию Азербайджана, у Армении не останется иного выбора, кроме дальнейшей интеграции с Россией. Подобные обстоятельства столетие назад, после Геноцида армян, помогли возродить рухнувшую Российскую империю в СССР.
Учитывая возможность дальнейшего насилия, нависшего над их переговорами, министры иностранных дел Армении и Азербайджана встретились в Женеве 2 октября, когда, как сообщается, азербайджанский спецназ приблизился к границам Армении. Боевые действия могут возобновиться в любой момент, учитывая, что у азербайджанского самодержца, похоже, мало причин для сдержанности. На открытии 1 октября нового газопровода в Европу ЕС лидер Урсула фон дер Ляйен назвала Азербайджан «надежным»; Европа, столкнувшись с энергетическими последствиями своей решимости наказать Россию, похоже, готова подбодрить еще одного авторитарного агрессора. США, по крайней мере, в риторике, кажутся немного более осторожными.
Повторится ли история невыполненных западных обещаний, подталкивающих уязвимую Армению к России, на этот раз в виде жестокой шутки, во многом зависит от того, куда пойдет дальше американское руководство.
Симон Магакян, time.com
Симон Магакян — приглашенный научный сотрудник Университета Тафтса и исполнительный директор организации «Спасем армянские памятники».
Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян