X

Грубая игра Эрдогана: Турция объединяется с Азербайджаном, чтобы наказать Армению

В то время как президент Реджеп Тайип Эрдоган начинает свое третье десятилетие пребывания у власти, он укрепил свое положение в качестве второго по значимости лидера Турции после Мустафы Кемаля Ататюрка, основавшего республику столетие назад.

Когда оппозиция лишена прав, если не в замешательстве, господин Эрдоган теперь стремится осуществить свою давнюю амбицию: полный и постоянный отказ от ататюркского наследия современных реформ.

Американские и европейские официальные лица, которые считают, что с учетом выборов в зеркале заднего вида они могут вернуться к обычным делам с Турцией, опасно ошибаются. Больше всего господина Эрдогана беспокоят не процентные ставки внутри страны и не вступление Швеции в НАТО за границей, а скорее создание основы для возрождения исламского государства, если не формального халифата.

Подобно тому, как президент России Владимир Путин считает крах Советского Союза величайшей «геополитической катастрофой» ХХ века, Эрдоган считает, что это был крах Османской империи.

Ничто из этого не является праздным предположением. Господин Эрдоган сказал именно то, что он хочет.

Он называл себя «имамом Стамбула» и «слугой шариата». Он заявил, что его цель — «воспитать религиозное поколение». Он назвал турецкие войска, вторгшиеся в Сирию, «армией Мухаммеда». Преобразование собора Святой Софии в мечеть не произошло изолированно.

Последняя нечестная игра господина Эрдогана связана с Арменией, старейшей христианской страной в мире. Поскольку господин Эрдоган стремится расширить охват тюркского и исламского мира от границы Турции с Грецией и Болгарией до Китая, Армения, страна, которая немногим больше Мэриленда, стоит на его пути.

Сегодня Эрдоган считает, что нашел момент, чтобы обратить вспять это геополитическое неудобство. Турки попытались более века назад, уничтожив более миллиона армян в ходе геноцида, который Адольф Гитлер назвал источником вдохновения для Холокоста.

Армяне говорят, что неслучайно главный союзник Турции, Азербайджан, использовал турецкие пилотируемые F-16, предоставленные США, действуя вместе с турецким спецназом, для внезапного нападения в сентябре 2020 года на населенный армянами анклав Нагорный Карабах.

Нападение произошло в 100-ю годовщину османского вторжения в новую независимую Армению.

То, что две страны действуют сообща, неудивительно. Оба лидера часто описывают свои отношения как «одна нация, два государства». Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня для Эрдогана то же, что президент Беларуси Александр Лукашенко для Путина. Алиев, по сути, является мини-я Эрдогана.

Сегодня Россия ведет циничную игру. Традиционно она гарантировала безопасность Армении. Но в 2018 году Армения совершила то, что Путин считает непростительным грехом: выбрала демократию. Сегодня Путин встал на сторону господ Эрдогана и Алиева, чтобы наказать Армению за этот проступок.

Сейчас ситуация достигает критической точки. Поскольку администрация Байдена стремится заключить мир между Азербайджаном и Арменией, Алиев требует, чтобы 120 000 христиан Нагорного Карабаха стали жертвенными агнцами.

Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, который обеспечивает свободный поток помощи и людей в христианский анклав и из него. Россия была гарантом, а теперь отворачивается.

Господа Эрдоган и Алиев искушены. Геноцид лучше всего происходит в темноте, поэтому он изгоняет журналистов и дипломатов из Нагорного Карабаха, чтобы его пропаганда не противоречила истине.

После Холокоста мир сказал: «Никогда больше». Пятьдесят лет спустя, после резни боснийских мусульман в Сребренице, несмотря на предполагаемую международную защиту, дипломаты снова поклялись: «Никогда больше».

Сегодня региональная столица Нагорного Карабаха Степанакерт становится новой Сребреницей. Христианам региона нужны действия, а не пустая риторика.

Администрация Байдена стремится установить мир, но прочный мир основывается на ценностях. Чтобы демократия восторжествовала и христиане Нагорного Карабаха выжили на земле, на которой они жили тысячелетиями, Западу нужно нечто большее, чем просто слова. 

К счастью, у Конгресса уже есть в колчане необходимые политические стрелы.

Вместо того, чтобы смотреть в другую сторону или отказываться от ограничений статьи 907 на предоставление Азербайджану военной техники, которую он использует против армян, пора прекратить субсидировать бойню. Обещания Азербайджана помочь Украине столь же неуместны, сколь и циничны.

Как и Турция, Азербайджан играет обе стороны вопроса и сегодня служит центром экспорта российского газа.

Закон о защите гуманитарных коридоров не имеет исключений. Если Азербайджан заблокирует гуманитарную помощь США, ему придется столкнуться с жесткими санкциями. Азербайджан также созрел для санкций по Закону Магнитского, в том числе тех, которые способствуют коррупции или благословляют нарушения прав человека.

Действовать против Азербайджана, но игнорировать Турцию, все равно, что лечить симптом, но игнорировать болезнь. Пришло время объявить амбиции Эрдогана несовместимыми с западной демократией и сотрудничеством. Если Лачинский коридор останется закрытым, турецкая сталь и алюминий столкнутся с американскими тарифами.

Присутствие США на турецкой авиабазе Инджирлик не должно стать для Эрдогана пропуском, позволяющим ему освободиться из тюрьмы. Альтернативы существуют в Румынии и Греции. Пришло время отключить Инджирлик.

Самое главное, Соединенные Штаты должны сосредоточиться на лесе, а не на деревьях. Свобода вероисповедания и демократия — это не то, о чем можно договориться, чтобы заключить соглашение, которое не продлится и месяца.

Принципиальная позиция не доставляет дипломатических неудобств; иногда это самая мудрая дипломатия из всех.

Авторы:

Сэм Браунбэк — бывший сенатор США, губернатор и посол по особым поручениям по вопросам международной свободы вероисповедания.

Майкл Рубин — старший научный сотрудник Американского института предпринимательства.

Источник: The Washington Times

Перевод: Марианна Чобанян —  Armenian Global Community

5 2 votes
Рейтинг статьи