X

В Армении старое снова становится новым

После нескольких тысяч лет виноделия Армения дебютирует как производитель качественных вин для современного потребителя.

Небольшая, не имеющая выхода к морю страна с населением около трех миллионов человек (ее диаспора в три раза превышает число ее жителей) — вы мало что услышите об Армении. Осенью этого года об этом кратко говорилось в новостях во время пограничного конфликта с Азербайджаном, чьи военные базы выходят на виноградники в Вайоц Дзоре, главном винодельческом регионе. Но после более масштабного конфликта в секторе Газа, произошедшего вскоре после этого, армяно-азербайджанская ситуация ускользнула из поля зрения общественности.

И это идет на пользу винодельческой отрасли, переживающей период возрождения, которая только в этом году начала осваивать более широкие международные рынки для коммерциализации. Концепция армянского вина может быть новой для многих, но производство вина в стране насчитывает как минимум 6000 лет. Свидетельства систематического виноделия, такие как винные прессы, кувшины и карасы (глиняные сосуды, похожие на амфоры), были найдены в пещере Арени-1, памятнике раннего бронзового века в Вайоц Дзоре, и в двух шагах от ведущих сегодня виноделен.

Как и ее северный грузинский сосед (еще одна древняя винная культура), винодельческая промышленность Армении пострадала от советской власти, которая отдавала предпочтение оптовому производству и производству бренди, а не качественным местным винам. Лишь в постсоветские годы виноделы смогли вернуть свое наследие и наполнить старые виноградники новыми технологиями и обновленным управлением.

«В советскую эпоху большая часть связи с традиционным виноделием была утеряна, за исключением домашнего виноделия», — говорит Ара Саркисян, руководитель винного отдела компании Storica Wines, импортера из Массачусетса, специализирующегося на марочных армянских винах. «После распада Советского Союза в Армении наблюдался приток иммиграции; Армяне вернулись [обратно] на свою родину, привезя с собой технологии, знания и финансирование.

«Это позволило произвести своего рода перезагрузку в виноделии, и люди были открыты для внедрения новых идей, подходов и технологий из Европы и других стран для возрождения коммерческого производства вина».

Storica была основана в 2018 году и сегодня представляет семь брендов пяти производителей, которые, в свою очередь, представляют новое поколение и образ мышления виноделия страны. Хотя они расположены далеко по суровому ландшафту, их тесно объединяет общая приверженность качеству и определению нового армянского терруара.

Армения – страна, не имеющая выхода к морю, с потрясающим ландшафтом 

Армения 101. Армения частично отражает условия некоторых из самых ценных регионов мира – виноградники на высоте почти 6000 футов над уровнем моря – на хорошо дренируемых известняковых и вулканических почвах. Но на этом любое географическое сходство с Европой заканчивается: сердце винодельческой страны Армении определяется долинами и, по большей части, впечатляющим горным ландшафтом — рябью коричневых оттенков в высокогорье, переходящей в фиолетовый, и снежными шапками вдалеке. В некоторых местах это единственный горизонт, который может видеть глаз. Действительно, горы составляют около 70% суши. Некоторые виноградники настолько отдалены, что можно увидеть только землю и небо.

Отец и дочь Ваге и Эйми Кеушгерян 

«Это не совсем гостеприимный регион — очень драматичный, немного экстремальный и резкий», — сказал Ваге Кеушгерян, который вместе со своей дочерью Эйми производит игристое вино традиционным методом из 130-летних непривитых лоз в Кеуше, основанном в 2010 году в Вайоц Дзор. С его виноградников на высоте 5741 фут над уровнем моря видны границы всех четырех соседних стран — Грузии, Турции, Ирана и Азербайджана.

Его оценку разделяет Арсен Мкртчян, директор винодельни «Ноа», основанной в 2017 году на 35 гектарах (~86 акров) земли, ранее входившей в «виноградник старого образца, больше ориентированный на объем, чем на качество».

«Когда мы покупали землю, мы не ожидали, что она будет такой каменистой и что будет такой большой объем работы, но теперь мы не можем остановиться», — сказал он.

Слева: Владелец компании «Ноа» Якоб Шуллер, директор Арсен Мкртчян и Лиза Граник, MW, тост за создание хорошего вина из каменистых почв

На данный момент кажется, что шесть винодельческих регионов Армении во многом определяются своей высотой, и визуальным напоминанием об этом является гора Арарат, спящий вулкан высотой 16 854 футов, который, хотя и находится в восточной Турции, доминирует над видом на многие мили. Жемчужиной региона является Вайоц Дзор, высота которого достигает 5900 футов над уровнем моря. Армавир, расположенный на Араратской равнине (2953–3609 футов над уровнем моря), является крупнейшим и в основном ориентирован на белые вина. Следом по размеру следует Арарат (2625–3281 фут). Арагацотн — северо-западный форпост семейных виноделен-бутиков высокого качества, расположенный на той же высоте, что и Армавир. Винодел Кеуша, получивший образование во Франции, Арман Манукян, говорит, что Армении осталось около 20 лет до появления системы наименований, поэтому на данный момент основными маркерами являются долины и возвышенности.

По оценкам Ваге, в стране произрастает более 350 местных сортов, около 80 из которых прошли ДНК-тестирование, а около 30 выращиваются в коммерческих целях для производства тихих (сухих) и игристых вин. (Производство сладких вин ограничено и в основном потребляется на местном уровне и не является частью экспортной стратегии.) Около 70% армянских вин потребляется внутри страны.

Благодаря таким экстремальным высотам и суточным перепадам температур, вина в целом получаются свежими и имеют линейную фруктовую выраженность, готовые для современного потребителя. Мастер вина Лиза Граник, автор книги «Вина Грузии» и консультант по рынку в Армении, называет их «хорошо сбалансированными, доступными и привлекательными альтернативами вездесущим сортам на современном рынке».

Storica фокусируется на пяти сортах винограда, которые имеют наибольший потенциал найти отклик у потребителей на американском рынке. «Мы решили в первую очередь импортировать вина, изготовленные из Арени, который легко произносить, но он также доступен, поскольку имеет среднюю полноту и низкое содержание танинов», — сказал Саркисян. Некоторые из них представляют собой хрустящие красно-фруктовые вина, которые часто могут сойти за Пино Нуар. Белые вина из Воскеата могут имитировать кремовую текстуру Шардоне из бургундских деревень.

Работа начинается на винограднике. Начать с чистого листа означает не только начать новую жизнь, но и принять решения в области виноградарства, которые определят соответствующие винодельни: откуда брать виноград, как его выращивать и как управлять ресурсами, такими как вода, которых не хватает. Решения индивидуальны, но все программы начинаются с общего желания сохранить и возвысить то, что истинно армянское.

Эйми Кеушгерян, выросшая в Тоскане и репатриировавшая из США, в 2017 году основала Zulal («чистый» по-армянски), производя сухие вина, подвергнутые микровинификации, из винограда, находившегося на грани исчезновения. Она закупает продукцию у мелких производителей в Вайоц Дзоре и Арташате. Ноа работает с энологом-консультантом над программой устойчивого развития винодельни, ориентированной на сохранение воды и другие передовые методы органического производства. Винодельня первый год проходит трехлетнюю органическую сертификацию.

Слева: Винодельня Воскеваз 1932 года, бывшее советское предприятие, теперь переоборудованное, нарядное и готовое к энотуризму. Справа: На винодельне собрана самая большая в использовании коллекция карасов, глиняных сосудов для брожения. ЛАНА БОРТОЛОТ

В компании Voskevaz винодел Гевонд Петросян говорит: «Мы пытаемся возродить традиции в современном стиле, но с уважением относимся к местным сортам, натуральным корнеплодам и таким методам, как ферментация винограда в карасе». Действительно, владение Voskevaz имеет отношение как к прошлому, так и к будущему: бывшая советская винодельня была основана в 1932 году, «возродилась» благодаря приобретению семьей Оганесян в 1997 году и «родилась заново» в 2013 году после значительной реставрации, включающей похожее на замок безумие, созданное для энотуризма.

Варужан Мурадян основал первую в Армении винодельню-бутик. Он изучает древние рукописи в поисках исторических упоминаний о натуральном виноделии. 

А на винодельне «Van Ardi» на высоте 3356 футов в Арагацотне Варужан Мурадян, репатриировавший из Лос-Анджелеса, основал то, что многие считают первой винодельней-бутиком в Армении. Его миссия, по его словам, состоит в том, чтобы «поместить Армению на карту изысканных вин и перевоспитать армян в отношении [их] винного наследия». Сертифицированный органик, Van Ardi использует методы, часто встречающиеся на биодинамических виноградниках, такие как земледелие по лунному календарю, воспроизведение музыки для лоз и строительство колокольни, которая излучает вибрации на ноте «до». «Мы считаем, что лозы общаются друг с другом и испытывают чувства», — говорит он. «Мы всегда экспериментируем и адаптируемся: это процесс».

Поиск рынка. Все это служит хорошим предзнаменованием для зарождающегося винного рынка, на котором потребители ценят ответственное управление и аутентичность, хотя Саркисян говорит, что здесь есть и проблемы.

«Они двоякие: во-первых, сорта винограда неизвестны, во-вторых, Армения не известна как производитель вина из-за перерыва в советские времена», — сказал он. «Армения отстает от Греции и Грузии примерно на 15 лет с точки зрения способности американских потребителей иметь базовое представление о [ее] винной индивидуальности».

Тем не менее, его работа вместе с новым поколением виноделов — придумать историю, которая привлечет потребителей, которые все больше интересуются необычными винами.

«Хотя в настоящее время рыночный потенциал сосредоточен среди потребителей, желающих выйти за рамки, скажем, сортов Шардоне и Бордо, ценность и качество армянских вин должны позволить им закрепиться в растущем спросе на древние сорта из древних винодельческих регионов», — говорит Граник.

Но если Греция и Грузия, столкнувшиеся с одинаковыми проблемами, смогут их преодолеть, то и Армения, чья предыстория все еще находится в стадии развития.

«Было доказано, что Арени — это сорт винограда, который был винифицирован в пещере Арени-1, что делает его самым старым из известных нам постоянно используемых сортов винограда. Это, безусловно, помогает истории», — говорит Саркисян.

Гора Арарат возвышается над панорамой на многие мили

Источник: forbes.com, Лана Бортолот

Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян

5 1 vote
Рейтинг статьи