Аваг Арутюнян: «Вино надо чувствовать…»

В сегодняшнем выпуске 10 вопросов виноделу Аваг Арутюнян — владелец винодельни Maran Winery, винодел, педагог, автор 3-х монографий, 6-и патентов, более 70-ти научных статей о виноделии.
Мы могли бы обсуждать с ним бесконечно технические параметры вин, но в этот раз мы говорили о философии, истории и любви к вину. Ведь все начинается с любви и уважения к вину.

Аваг Арутюнян — владелец винодельни Maran Winery

1. О мечтах

Я могу сказать, что мечтал об этом с детства – делать вино. Но об этом мечтают все мужчины Армении – стать виноделом. Потому что это у них в крови. Это у них в семье. А особенно если это парни из винодельческих областей. Все, у кого отцы и деды растили виноград… у кого в семье делали вино… мечтали об этом. Ведь делать вино – это значит быть взрослым, делать взрослое дело. И я тоже мечтал…

2. О семейной истории виноделия

Наша компания называется «Маран», в честь моей пра-пра-бабушки. Она была дочерью одного из последних князей Персии. 200 лет назад она переехала в Восточную Армению, посадила виноградники, основала винодельню. Наша местность называлась «Сады Маран» в честь неё и вообще род назывался – родом Маран. Что удивительно, потому что в Армении имя роду дают по мужской линии. Я до сих пор не понимаю того, как мои деды выдерживали то, что их называли не по имени их отцов, не по фамилии отцов, а по имени Маран. Но она была такая мощная… влиятельная женщина, была первым виноделом ….
А в 1928 году всё коллективизировали, отобрали всё…. сады…. виноградники …. винодельню. К счастью часть виноградников сохранилась. И до 1945 года там еще производили вино даже. Они до сих пор называются виноградники Маран. Винодельню снесли после войны конечно.

3. О выборе профессии

Я помню, что хотел стать химиком. В то время когда надо было уже выбирать себе профессию. И отец дал мне выбор между тем, что я хочу и тем, что он для меня видит. Я помню, мы пришли в университет… июль… лето…. жарко. И он предложил: «Пойдем на химфак». А там реактивы… душно… запах этих реактивов…
Он меня спросил: «Все? Посмотрел? Пошли, я тебе покажу второй вариант…». У одного нашего родственника как раз собрались по какому-то поводу виноделы Армении. Про армянские застолья вы все знаете, а армянские застолья армянских виноделов… Понимаете, да? Выбора у меня не осталось.

4. О первом опыте виноделия

Я помню, что решил сделать свое первое вино. Я не дождался своего винограда, это было еще ранней весной. Поэтому свое первое вино я сделал из дикой мяты. Перетертая мята… чуточку сахара… Все это перебродило и у меня получилось вино из мяты. Очень ароматное, душистое получилось вино. Мои одноклассницы от другого вина отказывались, а это им нравилось.
Потом были другие вина, была Европа, но именно это я запомнил. Наверное, можно повторить эту авантюру.

5. Об экспериментах

Мы хотели сделать джин из можжевельника. Джин вообще интересное направление. Мы делали джин из граната, то есть настаиваем гранатовое бренди на можжевельнике. Очень интересно получилось. Но в джине можжевельник не бродит. Там другая технология – его добавляют до или после перегонки. А мы сделали так, чтобы можжевельник перебродил и у нас получилось вино. Очень и очень интересное вино. Просто супер-супер-супер вино.

6. О новинках

Мы посадили два очень редких аборигенных сорта винограда. Я пока не скажу вам их названия. Их очень мало в Армении осталось. Возможно всего пара кустов в Республике или вообще в мире. Мы взяли черенки и в этом году посадили пол гектара этого винограда. И это будет новым вином. А еще этом году мы делали белое вино из винограда Арени. Белое вино из винограда Арени, представляете? И это будет новинкой в следующем году. И еще бленд Мальбека и Арени очень интересный.

7. О винограде Арени

И моя диссертация и научные статьи моего сына посвящены уникальным и редким сортам винограда. Люди годами делали вино из Арени. Арени сложный сорт. Чтобы из Арени сделать вино – это надо мучиться, мучиться и мучиться, чтобы что-то получилось. Не знаю, симфоническую музыку ставить, оркестр чтобы играл Вивальди…
В группе, назовем её в кавычках «Арени», есть сорта с которыми в миллион раз лучше работать, чем с самим Арени. Мы вот нашли один такой сорт и он похож… на Мальбек. Пока никто не знает, но мы будем выращивать Армянский Мальбек. Вот почему мы сделали вино из сортов Мальбек и Арени. Чтобы дать людям опробовать вкус Аргентинского Мальбека, привыкнуть к нему. Чтобы плавный переход был от Аргентинского к Армянскому Мальбеку.

8. О любимом вине

Я не могу назвать любимое вино. Могу назвать наверное любимое вино другого производителя из портфеля Новой Винной Компании, а своё…. Вино ведь прежде всего духовный продукт. А потом уже материальный. Поскольку душа не сравнивается, поскольку душа не повторяется, поскольку душа уникальна, поскольку для производителя его вино уникально. И он не видит недостатков в своем вине. И он влюблен, как дурак. Ведь человек, когда влюбляется становится дураком… Так и винодел смотрит на свое вино.

9. О названиях

Все говорят, что мы сделали много грубых ошибок в названиях вин. Что раз компания у нас называется «Маран», то нужно было называть: «Маран белое», «Маран красное», «Маран сладкое»… Как все. Но когда у тебя виноградники в Нораванке, когда ты родился в Нораванке, когда тебя крестили в Нораванке, когда ты живешь в Нораванке, когда ты чувствуешь вино в Нораванке и Нораванк в вине – то ты просто не можешь назвать вино по-другому.
Или… когда ты живешь в месте где все построили Багратуни – и дома и крепости и дороги… Когда ты открываешь рукописи времен Багратуни и там написано про твои виноградники. И ты не можешь не увековечить память Багратуни в своем вине. У меня не было другого варианта.
Или вот «Зарм» — по-армянски «род». Оно такое же крепкое, как семья, как династия. Оно технологически очень сложное. Оно проходит 6 брожений. Первое с добавлением чистых штаммов диких дрожжей до 7-8% алкоголя, потом второе с добавлением обычных дрожжей до 15%, потом с добавлением специальных дрожжей до 16-17%. И это длится три месяца. А потом еще три брожения. И в итоге «Зарм» такой густой, такой мужественный. И хочется его пить за армянский род, за династию, в которой были настоящие мужчины умеющие делать вино, умеющие защищать свою землю, крепкие как эта земля.

10. О философии

Как сказал Конфуций: «Внизу миг, наверху души наших предков, а между ними первый глоток вина.»
Только первый глоток вина. То есть оно соединяет нас с душами наших предков, с самым сакральным что есть в нашем мире. Вот уже на втором глотке ты переходишь в материальный мир. Мы ищем вине какие-то качества, нотки, вкусы только когда у нас в душе пусто. А вино надо чувствовать…

ООО НВК (НОВАЯ ВИННАЯ КОМПАНИЯ)

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close