Американский аналитический центр Stratfor, занимающийся прогнозами, опубликовал статью, оценивающую возможности вторжения Азербайджана на юг Армении и открытия т.н. «Зангезурского коридора».
Несмотря на перспективу силового захвата Азербайджаном юга Армении и так называемого Зангезурского коридора, более вероятно, что Баку осуществит относительно небольшое количество территориальных вторжений и обстрелов границы, чтобы заставить Армению согласиться. 16 октября представитель Госдепартамента США категорически опроверг сообщение Politico от 13 октября о том, что госсекретарь Энтони Блинкен предупредил группу американских законодателей о возможности вторжения Азербайджана на юг Армении в ближайшие недели. Хотя представитель заявил, что статья неточна и «не отражает того, что госсекретарь Блинкен сказал законодателям», в статье цитируются предыдущие заявления о том, что возобновление армяно-азербайджанской войны может быть более вероятным, чем ожидалось ранее.
— Заявления были сделаны после того, как посол Армении в ЕС Тигран Балаян заявил 8 октября о «непосредственной угрозе» азербайджанского вторжения в Армению, которое может произойти в течение нескольких недель. В тот же день президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что решение Франции направить военную помощь Армении «возложит на нее ответственность за любой новый конфликт с Арменией». Оба заявления вызвали в западных столицах опасения, что возможна дальнейшая военная конфронтация между Арменией и Азербайджаном, даже несмотря на то, что Азербайджан вернул себе свою международно признанную территорию после захвата Нагорного Карабаха в сентябре.
— Власти Нагорного Карабаха подчинились требованиям Азербайджана 20 сентября, через день после начала военной операции Азербайджана, распустив свои вооруженные силы и покинув территорию через гуманитарный коридор.
— Ранее Алиев предупредил, что «условием комфортного проживания [армян] в Армении является то, что Ереван должен принять требования Баку о транзите через Зангезурский коридор». Алиев также пригрозил не признавать территориальную целостность Армении, что является скрытой угрозой оккупировать юг Армении, что повлечет за собой создание сухопутного коридора к его эксклаву Нахиджевану (Нахичевань).
Мирное соглашение остается недостижимым, поскольку несостоявшиеся встречи между высокопоставленными чиновниками Армении и Азербайджана усиливают напряженность, а Ереван и Баку имеют разные геополитические взгляды.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Алиев в последний раз встречались в июле, за несколько месяцев до того, как Азербайджан захватил Нагорный Карабах. С тех пор было две встречи, на которых лидеры могли бы встретиться при нормальных обстоятельствах: одна на саммите Европейского политического сообщества 5 октября (на которой присутствовал Пашинян, но не Алиев), а другая на саммите СНГ 12 октября (на которой Алиев присутствовал с президентом России Владимиром Путиным и лидерами различных стран Евразии, но Пашиняна не было).
Решение двух лидеров пропустить соответствующие саммиты свидетельствует о разных геополитических векторах этих стран: Армения склоняется к Западу, а Азербайджан — к России, Ирану и Турции.
17 октября во время речи в Европейском парламенте Пашинян заявил о своем желании переориентировать внешнюю политику Армении, заявив, что Армения готова быть ближе к Европейскому Союзу, насколько блок сочтет это возможным. Эти разногласия между Ереваном и Баку, вероятно, будут продолжаться до тех пор, пока они не достигнут всеобъемлющего мирного соглашения. Азербайджан, скорее всего, попытается сплотить основные заинтересованные стороны в регионе – Турцию, Россию и Иран, чтобы заручиться поддержкой своего видения мирного урегулирования и оказать давление на Армению. Между тем, Армения, вероятно, попытается заручиться поддержкой США и европейских стран. Это снизит напряженность, особенно если встречи Пашиняна и Алиева и/или других высокопоставленных чиновников и делегаций (например, вице-премьеров или министров иностранных дел двух стран, или их совместной демаркационной комиссии) не состоятся, так как это покажет, что мирное соглашение и запустить Зангезурский коридор пока невозможно. Однако растут опасения, что Азербайджан может вскоре прибегнуть к силе, поскольку никаких серьезных переговоров о мире или демаркации, похоже, не ведется.
— 5 октября в ходе саммита Европейского политического сообщества премьер-министр Пашинян, президент Европейского совета Шарль Мишель, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц подписали заявление, подтверждающее территориальную целостность Армении (29 800 квадратных километров) и готовность признать территориальную целостность Азербайджана (площадью 86 600 квадратных километров). Однако президент Азербайджана Алиев не подписал соглашение после того, как в последний момент отказался от посещения саммита. МИД Азербайджана заявил, что Баку хочет, чтобы Турция также участвовала во всех встречах с официальными лицами Армении и Европы.
— 6 октября Алиев заявил, что Баку намерен в ближайшее время организовать встречу в формате «3+3» (Россия, Турция и Иран + Азербайджан, Армения и Грузия). В своем заявлении президент Азербайджана подчеркнул, что региональные проблемы должны решаться странами региона без вмешательства более отдаленных держав, и эту идею поддержали российские официальные лица. Это заявление является выражением желания Баку приблизить к своей позиции Иран и Россию, которые признают территориальную целостность Армении и имеют оговорки в отношении Зангезурского коридора, тем самым оказывая давление на Ереван, чтобы тот принял его условия.
В ближайшие недели и месяцы Баку будет уделять приоритетное внимание запуску Зангезурского коридора, чтобы сохранить рычаги воздействия и давление на Ереван. Теперь, когда его международно признанные границы восстановлены, следующей целью Азербайджана является начало транзита между Азербайджаном и Нахичеванским эксклавом через так называемый Зангезурский коридор через территорию Армении. Азербайджан хочет использовать экстерриториальный коридор по многим причинам, наиболее важной из которых является облегчение и удешевление доступа к своему эксклаву, а также улучшение экономики Нахичевани за счет использования более прямого торгового пути Восток-Запад с Турцией, так называемого Транскаспийский маршрут или Средний коридор. С этой целью Баку хочет, чтобы проверки безопасности и другие проверки на маршруте были минимальными, а также чтобы не было никаких пошлин или транзитных сборов за трафик в Нахичевань и обратно (а не на другие рынки). Для достижения этой цели Азербайджан примет множество мер, включая угрозу обусловить любое мирное соглашение с Арменией разрешением коммерческого транзитного использования Зангезурского коридора и разработкой альтернативного транзитного маршрута через Иран, чтобы оказать давление на Армению.
— Россия не заинтересована в мирных переговорах, которые могут привести к созданию Зангезурского коридора, если она не будет участвовать в эксплуатации коридора. Соглашение о прекращении огня от ноября 2020 года, положившее конец войне между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, дало Федеральной службе безопасности России прямое разрешение регулировать движение транспорта через предлагаемый Зангезурский коридор. Но поскольку это прекращение огня больше не действует из-за того, что Россия и ее миротворцы не смогли его соблюдать, Армения, вероятно, опасается позволять ФСБ России играть роль в обеспечении безопасности коридора, если Москва не даст Еревану что-то взамен. т. е. постоянная роль России в коридоре это опасно.
Поскольку внимание мира отвлечено на другие кризисы, а позиция Армении более слаба, вполне вероятно, что Азербайджан может решить, что сейчас самый подходящий момент для начала вторжения и силового захвата Зангезурского коридора. Неизбежное вторжение Азербайджана в Армению остается относительно маловероятным сценарием. Однако есть несколько причин, по которым Баку может считать, что такая военная операция может достичь своих целей с относительно меньшими возможными последствиями, чем в предыдущие годы.
Во-первых, у Азербайджана более крупные и хорошо оснащенные вооруженные силы, чем у Армении, поэтому он может полагать, что сможет успешно захватить и удержать достаточную территорию Армении, чтобы быстро подтолкнуть Ереван к мирным переговорам. Баку также может понимает, что его военное преимущество и способность использовать силу для захвата коридора со временем уменьшается, поскольку армянские ВС постепенно наращивают укрепления в регионе и приобретают лучшее западное вооружение. Это создает в Баку ощущение срочности.
Во-вторых, Баку может счесть менее вероятным, что вторжение сейчас может привести к широкомасштабным экономическим санкциям со стороны Запада, поскольку Европа и Соединенные Штаты увеличили закупки азербайджанской нефти и природного газа после вторжения России в Украину в попытке заменить российские поставки и крайне обеспокоены ростом мировых цен на энергоносители.
В-третьих, Азербайджан, вероятно, считает, что региональные игроки и международное сообщество отвлечены продолжающимися кризисами в Украине и в Газе (и возможной эскалацией последнего конфликта) и поэтому не захотят участвовать и предотвращать военные действия Азербайджана.
Наконец, учитывая непрерывные военные и дипломатические успехи с 2020 года, президент Алиев может быть слишком самоуверенным в таком военном шаге.
Источник: Stratfor
Перевод: Armenian Global Community