X

Фронтмен группы “System of a Down” Серж Танкян и режиссер Майкл Гурджян о фильме “Америкаци”, выдвинутом Арменией на премию Оскар, и о том, почему страна движется “на Запад” 

Вскоре после того, как актер и режиссер Майкл Гурджян написал сценарий к фильму «Америкаци», который является кандидатом Армении на международный «Оскар», он обратился к фронтмену System of a Down Сержу Танкяну, который также имеет армянское происхождение, за отзывами по поводу истории об армянине из Америки, репатриировавшимся в 1948 году на территорию, ставшую Советской Арменией.

Лауреат премии «Грэмми» и политический активист стал исполнительным продюсером фильма, который использует иронический тон в духе Чаплина, чтобы изобразить мечту армянской диаспоры воссоединиться со своими корнями.

Гурджян, написавший и срежиссировавший фильм, также играет Чарли, армянского иммигранта в США, который возвращается на свою родину, находящуюся теперь под советской властью, и почти сразу же попадает в тюрьму. Но из своей камеры он может видеть дом тюремного надзирателя. Постепенно его жизнь и жизнь армянского охранника и его жены опосредованно переплетаются.

Гурджян и Танкян рассказали Variety об актуальности фильма, поскольку отношения Армении с Россией становятся все более испорченными.

Как появился «Америкаци»?

Гурджян: Как армянин, я всегда хотел сделать что-то, связанное с моими корнями. Но учитывая такое большое внимание к геноциду, мне очень хотелось снять фильм, который позволил бы армянам немного отпраздновать себя и который было бы интересно смотреть. В тот период, когда Сталин предлагал армянам репатриироваться – он сделал это со многими советскими странами – я об этом не знал, и многие армяне об этом особо не говорят. Но я несколько раз слышал, как это описывали как «рану на ране». После геноцида эти армяне, пробившиеся в мир, вернулись назад, ожидая родины и ожидая Армении. Для многих это была катастрофа. Так что найти в этой истории то, что обнадеживало, было непросто, как и найти правильный тон. Когда я впервые писал сценарий, я не был на 100% уверен, что он сработает. Это одна из причин, почему Серж увидел ее раннюю копию. И я думаю, во многом он вселил в меня уверенность, что здесь что-то есть и этим стоит заниматься.

Можете ли вы контекстуализировать фильм в контексте современной Армении?

Танкян: Я думаю, что сейчас невероятное время для выпуска этого фильма из-за геополитического поворота Армении в сторону Запада и показа некоторых исторических моментов. Люди смотрят на Армению и говорят: «О, они были советской страной-сателлитом России с начала 1920-х годов». Что является правдой. Но люди не осознают, что геноцид имеет к этому прямое отношение. После геноцида у нас была Турция по соседству. У нас в Армении был голод и многое другое. У Армении не было особой независимости. Страна была независимой около двух лет, и туда вторглась турецкая армия. Были сражения и все такое. Итак, выбор стоял между русскими, которые, как мы знали, не собирались нас убивать, и турками, которые нас убивали. Так что советизация Армении в 1921 году не была большим выбором. И люди должны это осознать. Затем эта история становится историей Советской Армении, которая продолжалась до 1991 года, когда независимость Армении и России была гарантом безопасности. А потом в 2020 году, как мы знаем, напал Азербайджан. И, конечно же, они атаковали с полного ведома и согласия Путина, потому что подобные вещи не могли бы произойти на его заднем дворе без его согласия. И с тех пор российское государство бросило Армению под автобус. Итак, возвращаясь к этому фильму, это идеальный поворотный момент, показывающий, почему Армения движется на Запад.

Майкл, как ты создал этого главного героя, который, находясь в тюрьме, живет за счет этих двух других персонажей, которых он видит из окна своей тюрьмы?

Гурджян: Как ни странно, на самом деле это основано на реальной истории, которую мне кто-то рассказал. Мой украинский друг знал в тюрьме человека, который мог смотреть в окно жилого дома. И что меня поразило в этой истории, так это то, что она отражает очень глубокий аспект человеческого состояния, который не так широко признается. Иногда мы забываем, что у нас есть такая часть себя, что, когда мы начинаем замечать кого-то другого или обращать внимание, смотреть и узнавать о ком-то еще, как этот заключенный, мы не можем не начать заботиться. Это человеческая природа. И на мой взгляд, это сейчас касается не только армян, но и всего мира. Нам нужно напоминать о подобных вещах. Вот что меня поразило в этой истории, и именно поэтому она показалась мне правильной и для Армении. Я хотел поделиться армянской культурой, но так, чтобы это не ударяло вас по голове. Я хотел, чтобы зрители, подобно заключенному, подглядывали в окно на армянскую семью и узнавали немного об их культуре и еде, которую они едят, слушая музыку, которую они играют. И это способ привлечь людей.

Что означает для армян тот факт, что этот фильм является претендентом на «Оскар»?

Гурджян: Я смотрю на это так, будто это почти национальная безопасность — помочь людям увидеть нас такими, какие мы есть на самом деле. Знания людей об армянской культуре очень и очень ограничены. И просто наличие фильма, доступного не только для армян, но и для не армян, помогает армянам быть увиденными. Если бы Армения получила номинацию, это буквально изменило бы страну.

Официальный трейлер фильма:

Источник: variety.com

Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян

4.7 3 votes
Рейтинг статьи