«Азербайджан пытает армянских военнопленных»: правовед и юрист Мария Геворгян

«Искать справедливости в Азербайджане бесполезно для лиц армянского происхождения».

Арцах, на протяжении тысячелетий являвшийся домом для преимущественно армянского населения, в 1991 году объявил о независимости от Советского Союза. В сентябре 2020 года Азербайджан при поддержке Турции начал 44-дневную войну против Арцаха, за которой последовали 10-месячная блокада и военная атака в 2023 году, приведшие к вынужденному переселению около 120 000 армян.

Трехстороннее соглашение о прекращении огня, подписанное Арменией, Азербайджаном и Россией в ноябре 2020 года, должно было остановить войну. В соглашении предусматривался обмен военнопленными (ВПЛ), заложниками и задержанными, а также репатриация останков погибших. Однако Азербайджан не выполняет условия соглашения.

После азербайджанской атаки на Арцах в сентябре 2023 года Азербайджан взял еще больше армян в плен, и теперь подтверждено, что он удерживает как минимум 23 человек. Однако, по данным организации Christian Solidarity International (CSI), реальное число может достигать 100.

Согласно данным Humanitarian Aid Relief Trust (HART UK):

«Все эти люди были лишены своих законных прав, предусмотренных международным правом прав человека, а случаи насилия и жестокого обращения с армянскими заключенными в азербайджанских тюрьмах хорошо задокументированы… До 80 армян считаются насильственно исчезнувшими — их последний раз видели в руках азербайджанских военных, однако Азербайджан не признает их задержание».

Шестнадцать армянских военнопленных и заложников в настоящее время предстают перед судом в военном суде Баку. Слушания начались 17 января, а последние из них состоялись 11 и 13 февраля.

Мария Геворгян, правовед и юрист ереванского Центра истины и справедливости (Center for Truth and Justice, CFTJ), дала интервью European Conservative, рассказав о сложившейся ситуации.

Центр истины и справедливости (CFTJ) обратился к Азербайджану с просьбой допустить международных правовых экспертов на суды. Вы получили ответ? Сколько заседаний уже прошло?

Прежде всего, отсутствие прозрачности делает чрезвычайно сложным выяснение деталей судебных разбирательств. Несмотря на заверения о публичных слушаниях, Азербайджан фактически проводит закрытые суды, допуская лишь подконтрольные государству СМИ и отказывая в доступе международным агентствам, таким как Reuters. CFTJ официально обратился с просьбой допустить международных экспертов на слушания, но по состоянию на 7 февраля ответа не поступило.

На ваш взгляд, эти суды справедливы?

Эти судебные разбирательства — всего лишь пародия на правосудие. Искать справедливости в Азербайджане бесполезно для людей армянского происхождения. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже привлекал Азербайджан к ответственности в ряде дел (Макучян и Минасян против АзербайджанаСарибекян и Балян против Азербайджана), касающихся внесудебных убийств и жестокого обращения с армянами. Это подчеркивает системные проблемы в правовой системе Азербайджана, особенно в отношении этнических армян.

Право на справедливый суд закреплено в статьях 14 и 16 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и статье 6 Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ), которые являются обязательными для Азербайджана. Однако имеющиеся данные указывают на многочисленные нарушения, такие как отказ сообщать обвиняемым суть предъявленных им обвинений на понятном языке, отказ в юридической помощи, принуждение к даче показаний против себя и отсутствие достаточного времени для подготовки защиты.

Есть ли доказательства того, что пленные подвергаются жестокому обращению или пыткам?

Исследования CFTJ, включая интервью с освобожденными военнопленными и задержанными, показывают, что все опрошенные сообщили о пережитых ими физических и психологических пытках, а также бесчеловечном обращении.

Один из армянских военнопленных рассказал:

«Примерно двадцать азербайджанцев вошли в камеру и начали избивать всех. Они использовали дубинки, молотки, плоскогубцы, строительные инструменты, цепи, веревки, ремни — все, что только можно было найти».

Он добавил:

«Однажды в камеру вошли несколько азербайджанцев с молодым гражданским мальчиком. Казалось, что он был сыном азербайджанского командира, который тоже находился в камере. Азербайджанцы бросили одного из пленных в центр комнаты. Они дали мальчику резиновую дубинку, и он начал избивать пленного по голове, ногам, спине и животу. Это продолжалось несколько минут. Один из азербайджанцев снимал происходящее на видео».

Другой пленный сообщил:

«Когда мы лежали голыми на холодном полу, один из азербайджанцев пробежал по моей спине. Нас заставляли стоять, не давая ни сесть, ни лечь. Каждый раз, когда дверь открывалась, нас принуждали кричать: „Карабах — это Азербайджан“, „Слава Азербайджану“, „Слава Ильхаму Алиеву“».

Один из заложников — Викен Эулджекджян, армянин ливанского происхождения. Сообщается, что за годы заключения в Баку с 2020 года его физическое и психическое состояние резко ухудшилось. Вам удалось получить обновленную информацию о его здоровье?

В июне 2024 года CFTJ подал первую индивидуальную жалобу и запрос о расследовании в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям. Согласно собранным доказательствам, есть все основания полагать, что Викен подвергался систематическим пыткам и бесчеловечному обращению, включая физическое и психологическое насилие и отказ в медицинской помощи. Однако на сегодняшний день ответа от ООН не поступило.

CFTJ также представил доклад в Комитет ООН против пыток перед рассмотрением пятого периодического отчета Азербайджана по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Некоторые армянские военнопленные числятся пропавшими без вести. Сообщается, что некоторых из них убили. Азербайджан предоставил Армении какую-либо информацию о пропавших?

С момента подписания соглашения о прекращении огня в 2020 году Азербайджан практикует похищения, насильственные исчезновения и внесудебные казни армянских солдат и мирных жителей в секретных тюрьмах.

Азербайджанские власти намеренно скрывают информацию о местонахождении пропавших без вести как от Международного комитета Красного Креста (МККК), так и от армянского государства.

Интервью проводила турецкая журналистка Узай Булут.
Перевод: Armenian Global Community

5 2 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close