
Рубен Варданян — один из самых богатых людей Армении, но его миллионы сейчас мало чем могут ему помочь: он рискует провести остаток жизни в тюрьме соседнего Азербайджана.
Армения и Азербайджан согласовали текст исторического мирного соглашения, которое должно положить конец многолетнему конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Однако Варданян и еще 15 бывших лидеров этнических армян в Нагорного Карабаха не являются частью этого соглашения. Они предстали перед военным судом в Баку по обвинениям в военных преступлениях, совершённых десятилетия назад.
56-летний российско-армянский предприниматель Варданян обвиняется по 42 статьям, включая подготовку и ведение войны, участие в наемничестве и терроризме.
На фотографии из зала суда у него видны синяки на лбу. Появились заявления о пытках, которые Азербайджан отрицает, утверждая, что его права в заключении соблюдаются.
Это резкое падение для человека, который сделал состояние в России и когда-то общался с такими знаменитостями, как Джордж и Амаль Клуни. В начале 1990-х он основал первый инвестиционный банк в России, а позже, как основатель престижной школы управления «Сколково», был известен как прогрессивный визионер и проевропейский голос в российском бизнес-сообществе 2000-х.
Однако расследование, проведённое в 2019 году Проектом по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), утверждало, что сотрудники его банка создали систему для отмывания миллиардов долларов в середине 2000-х годов. Варданян отрицал свою причастность к каким-либо преступлениям и не был официально обвинён.
Он вложил сотни миллионов долларов в благотворительные проекты в Армении и преобразил тихий горный город в северной части страны, основав там школу, целью которой было привлечение студентов со всего мира.
«Эта школа задумывалась как учреждение, которое принесёт Армению в мир, а мир — в Армению», — говорит Адам Армански, директор United World Colleges (UWC) в Дилижане.

Но всё изменилось для Варданяна в сентябре 2022 года, когда он решил переехать в Нагорный Карабах — горный регион, исторически населённый этническими армянами, но входящий в состав советского Азербайджана. Армения и Азербайджан уже дважды воевали за эту территорию, которая международно признана частью Азербайджана (Между тем существовует Минская группа ОБСЕ с мандатом ООН по решению нагорно-карабахского конфликта и кроме территориальной целостности признается также право народов на самоопределение — прим. ред).
Первая карабахская война в 1990-х годах привела к изгнанию сотен тысяч этнических азербайджанцев. В 2020 году Азербайджан при поддержке Турции вернул себе большую часть потерянной территории, но сам Нагорный Карабах остался под контролем армян.
Вскоре после прибытия Варданяна азербайджанские власти заблокировали единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Республикой Армения, что привело к серьезной нехватке продовольствия и медикаментов. Варданян отказался от российского гражданства и стал де-факто премьер-министром Нагорного Карабаха, который армяне называют Арцахом. Он использовал своё имя, связи и свободное владение английским языком, чтобы привлечь внимание мировой общественности к страданиям карабахских армян.
«Мой отец дал больше интервью международным СМИ за три месяца, чем все остальные президенты Нагорного Карабаха за 30 лет. Это внимание со стороны западной прессы явно раздражало Азербайджан», — сказал BBC его сын Давид Варданян.
Ходили слухи, что Варданян переехал в Нагорный Карабах, чтобы избежать международных санкций, наложенных на российских олигархов с близкими связями с Кремлём. В Баку его решение занять пост было воспринято как незаконное. Его сын настаивает, что мотивом был лишь один — помощь армянам Нагорного Карабаха.
«На последнем семейном отпуске мы спорили — я был категорически против этого решения, которое ставило под угрозу всю семью. Он сказал, что не сможет жить с мыслью, что ничего не сделал для армян Нагорного Карабаха».

Его давний друг Арман Джилавян уверен: даже крошечный шанс помочь армянам остаться на своей земле был для Варданяна достаточным.
«Кто-то говорит, что это было иррационально, кто-то — что это хитрый политический расчёт. Я думаю, ни то, ни другое не верно», — говорит он.
В сентябре 2023 года Азербайджан начал военную операцию и за 24 часа установил контроль над всей территорией. Лидеры Нагорного Карабаха капитулировали, и более 100 000 этнических армян были вынуждены покинуть свои дома. Варданян был арестован азербайджанскими властями, когда пытался выехать в Армению вместе с другими беженцами.
С тех пор он в основном содержится в одиночной камере, по словам его семьи. Он уже дважды объявлял голодовку, протестуя против отсутствия должного судебного процесса и условий содержания.
Ещё 15 бывших лидеров Нагорного Карабаха также предстают перед военным судом в Баку по обвинениям в военных преступлениях, начиная с конца 1980-х годов. Варданяна судят отдельно, но многие в Армении считают все процессы показательными.
Единственной телекомпанией, допущенной к съёмке в суде, стала государственная азербайджанская телекомпания. Азербайджан настаивает на том, что соблюдает международные юридические стандарты и обязан привлекать к ответственности лиц, подозреваемых в военных преступлениях.
Однако в прошлом месяце власти в Баку распорядились закрыть местные офисы Международного комитета Красного Креста — единственной международной организации, имевшей доступ к армянским заключённым.
Европейский парламент принял резолюцию о «незаконном задержании и фиктивных судах над армянскими заложниками» с требованием их немедленного освобождения.
На следующем заседании суда по делу Варданяна, которое состоится во вторник, его сторонники опасаются, что дело будет омрачено историческим мирным соглашением между Арменией и Азербайджаном. Детали соглашения пока не обнародованы, но официальные лица уже подтвердили, что в проекте не упоминаются вопросы заключённых и право карабахских армян вернуться в свои дома.
Отсутствие упоминания о заключённых вызвало критику в адрес премьер-министра Армении Никола Пашиняна как в стране, так и за её пределами. Однако депутат от правящей партии «Гражданский договор» Арсен Торосян считает, что этот вопрос должен решаться отдельно.
«Это мирный договор между странами, у которых за плечами долгая история ненависти. Я считаю, что только подписание такого договора создаст почву для решения вопроса политзаключённых. Я не вижу другого способа».
Но Варданян предупреждает — это ошибка.
«На скамье подсудимых не только я и ещё 15 человек — здесь судят весь армянский народ», — сказал он в голосовом сообщении своим сторонникам.
«Если вы этого не понимаете — это трагедия. Потому что это не конец истории и не конец конфликта, это лишь следующий его этап для всех сторон».
Источник: BBC
Перевод: Armenian Global Community