Немало попутешествовав по миру, я ни в каком городе не встречал такое количество памятников, как в Ереване. Они являются неотъемлемой частью столицы. Подавляющее большинство из них посвящено реальным людям. Любовь армян к памятникам частично, наверное, можно объяснить тем, что они безмерно гордятся своими соотечественниками и поэтому стремятся для каждого из них выделить место в городе. А с появлением Каскада и с «культурной инвестицией» Джерарда Гафесчяна, количество памятников в городе и вовсе зашкалило пределы разумного. О центре «Гафесчян» написано много, поэтому эту тему я не буду затрагивать.
Армяне чтят память не только своих соотечественников
В Армении есть культовые памятники. Это настоящие шедевры, которые пользуются безмерной любовью жителей страны.
МУЗЕИ
Первое с чего нужно начать — это Матенадаран. Являясь самым большим в мире хранилищем древних рукописей, Матенадаран также выполняет функцию научно-исследовательского центра по их изучению.
В сентябре 2011 года в эксплуатацию был введен новый корпус. Автором проекта, прекрасно гармонизирующего с основным зданием, является знаменитый армянский бард и архитектор Артур Месчян.
Армянские рукописи являются настоящим сокровищем. В Армении существовало множество школ миниатюр, которые в основном создавались при монастырях. Каждая из них имела свои особенности. Миниатюристы и переписчики пользовались огромной любовью и уважением среди жителей страны.
Даже спустя многие века, краски сохранили свою яркость. Этот феномен ученые объясняют тем, что армяне в качестве красок использовали только натуральные ингредиенты. А главным секретом являлся «вордан кармир» — красная краска получаемая из араратской кокшенили (червя), не имеющая аналогов в мире. Она к тому же обладала и непревзойденными целебными свойствами.
Большинство рукописей имеют религиозную направленность. Это естественно, так как в качестве переписчиков выступали в основном монахи. Но в Матенадаране хранятся также рукописи посвященные медицине, астрономии, математике и другим светским наукам.
Обложки рукописей изготовлялись из благородных металлов и часто украшались драгоценными камнями. Многие князья и знатные люди, выступавшие в качестве заказчиков, велели изготовлять драгоценные футляры для хранения книг. Тем самым они подчеркивали ценность самой рукописи.
Армяне испокон веков свято чтили книгу. Орды иноземных захватчиков пытались уничтожить армянские рукописи, но армяне, порой ценой своей жизни, спасали их. Особенно варварскому уничтожению армянские книги подверглись во время Геноцида в Османской империи. Трагична судьба и самой большой армянской рукописной книги. Спасаясь от турецкой резни, две женщины разделив ее пополам, взялись пронести ее на себе. В итоге одна из них не добралась живой. Но успела закопать свою половину во дворе церкви, где спустя некоторое время ее нашел русский солдат и передал в Эчмиадзин.
В специальной комнате Матенадарана хранится уникальное Шрушканское Евангелие. Эта рукопись тоже имеет свою полную трагизма судьбу. Многие верят, что она обладает чудодейственными свойствами. По большим праздникам, ее выставляют в церкви, чтобы паломники со всего мира могли лицезреть ее и попросить об исполнении сокровенных желаний. Причем, поклониться ему приходят не только христиане.
Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» посвященный жертвам Геноцида армян 1890-1923гг.
Экскурсия по музею оставляет тяжелый осадок на душе каждого посетителя
В музее-сокровищнице Эчмиадзина хранятся реликвии имеющие ценность не только для армянской Церкви, но и для всего христианского мира.
«Святое копье» — одна из важнейших реликвий христианства. В Ватикане, Вене и Эчмиадзине хранятся реликвии, которые претендуют называться копьем, которым римский воин Лонгин пронзил тело Христа. Однако экспертиза ученых показала, что только эчмадзинское копье относится ко времени жизни Христа. К тому же по письменному свидетельству некоторых древних историков, Лонгин остаток своей жизни провел в Армении.
Складень с частичкой Ноева Ковчега. По преданию была передана ангелом св. Иакову Низибийскому, вознамерившемуся подняться на вершину священной горы. Небольшой кусочек был отколот и подарен Екатерине II.
Сардарапат имеет особое значение для каждого армянина. Именно в сражении под этой местностью, обескровленный армянский народ доказал свое право на существование. В мае 1918 года, армянские добровольческие отряды, состоявшие в том числе из крестьян, священников и вооруженные орудиями труда, разбили войска турецкой регулярной армии, стремящейся окончательно уничтожить армянский народ.
Государственный этнографический музей Армении — один из интереснейших и увлекательнейших музеев, которые я когда либо посещал. Здесь можно узнать об истории, искусстве, архитектуре, ремеслах армян и о многом другом начиная с древнейших времен и до наших дней.
Ковроткачество — одно из традиционных армянских ремесел. Многими зарубежными учеными приводятся доводы о том, что знаменитые персидские ковры изначально имели армянское происхождение. Мастерица в зале музея наглядно демонстрирует данное искусство.
В Армении большое количество домов-музеев посвященных известным армянам. Я решил посетить дом-музей Ованеса Туманяна. К творчеству Туманяна я отношусь с особой теплотой, считая его гениальнейшим писателем.
Родившись в небольшой лорийской деревне Дсех, Туманян стал фигурой мирового масштаба. Его талант был настолько многогранным, что позволял создавать как детские сказки, так и серьезные драматические произведения, становившиеся основой для оперы. Герои его произведений приобретали нарицательный образ. Он был гениальным переводчиком, хотя считал перевод произведений делом неблагодарным. Он единственный из всех представителей армянской литературы удостоился народного звания «всеармянский поэт».
Туманян имел 10 родных детей, но стал отцом для тысяч армянских сирот, чудом спасшихся от турецкой резни. Он всячески опекал их и очень тяжело переносил их участь. За свою деятельность,он удостоился второго народного звания » отец всех сирот».
Национальная картинная галерея Армении является классическим музеем, содержащим художественные произведения, имеющемся практически в каждом крупном городе мира. Однако особенностью ереванского музея является то, что он обладает крупнейшим собранием армянского изобразительного искусства. Несмотря на выставленные картины итальянской эпохи Возрождения, фламандской школы, среди которых есть произведения Рубенса и Ван Дейка, картин Гойи и Дюрера, русского изобразительного искусства, наибольший интерес представляют именно работы армянских авторов.
Произведения знаменитых французских художников армянского происхождения
И конечно же мне тайком (так как фото и видеосъемка в музее запрещены) удалось сфотографировать свои любимые произведения