Известный как «Око Стамбула», Ара Гулер может быть лучше известен за пределами своей родной Турции, благодаря образам, показанным в мемуарах Орхана Памука «Стамбул: Воспоминания и Город», в котором красиво проиллюстрировано понятие h?z?n (своего рода ностальгической тоски), показанное во всей книге. Гюлер не считает себя художником, а скорее фотокорреспондентом. Различие, как он считает, коренится в важности наблюдения. В выставке его фотографий в Художественной Галерее Фрира и в Галерее Артура М. Сэклера восточного искусства в Вашингтоне была представлена 21 черная и серебряная фототипия, сделанная в 1965 году. Выставка дает возможность зрителям рассмотреть различие Гюлера между наблюдением и искусством, бросая вызов тому, что фотографы отражают правду, в то время как художники создают произведения художественной литературы. Более занимательно, однако, детальное изучение фотографий армянских и сельджукских руин в Анатолии, сохранившихся в архивах галерей. Они показывают сложную историческую картину о стране.
Выставка, сокураторами которой являлись Нэнси Миклрайт из галерей Фрира Артура М. Саклера и студенты Университета Джона Хопкинса, содержит коллекцию фотографий Гюлера, пожертвованные Смитсоновскому институту Раймонда Хея, бывшего посла США в Турции. Согласно Миклрайту, цель выставки — затруднить мнение Гюлера о дихотомии между искусством и наблюдением. Кураторы поощряют публику подходить ближе к экспонатам, надеясь на перспективность «визуальной грамотности», чтобы «посмотреть на изображения и тщательно обдумать о выборе фотографа». Во время выставки, Миклрайт и студенты стремятся изучить роль фотографий контексте художественного музея, то есть, думать и рассматривать как показано в художественных музеях, а не в газетах или исторических музеях. Контекст художественного музея может затуманить различие между искусством и наблюдением. Око Гюлера для сопоставления между историческим и современным, дает ему возможность исследовать вопросы идентичности в стране, где прошлое постоянно интерпретируется по-новому.
Анатолия Ара Гюлера разделяет фотографии на 4 категории, каждая содержит пояснительную цитату от фотографа. Первая категория, Глаз Мира, подчеркивает способность Гюлера захватывать уникальные моменты, вторая, Магия, относится как к его отношению ко времени, так обхвате определенных моментов на пленке и запечатления того, как время повлияло на ландшафт Турции. Тема, раскрываемая во второй категории, расширяет свое значение в третьей, Перемена, — которую Миклрайт характеризует, как попытку захватить «исчезающий образ жизни», — полностью заполнена фотографиями, изображающими испорченные памятники из прошлого, которые служат напоминанием о когда-то процветающей истории Анатолии. Последняя категория, Правда, показывает подход Гюлера к документации, в частности, его съемки объектов с различных ракурсов в целях сохранить их «настоящую» форму.
Кураторы внимательно выделили элементы с фотографий Гюлера, чтобы бросить вызов предположению между наблюдением и искусством. Миклрайт также рассказал мне, что во время планирования выставки, она и ее команда уделили особое внимание роли архивов в контексте музея, факту не очевидному случайным зрителям. Во время дебатов по поводу искусство и наблюдения-это интересно » объектив», благодаря которым просмотр Гюлер фотографии, изучение роли памяти в выставке приводит к созерцанию более глубокие вопросы собственности и ведомственной принадлежности. Архивы, хранилища памяти, как Мишель-Рольф Trouillot рассуждает в своих новаторских работ по историографии, заставить замолчать последние власти и производство истории. Наши представления о прошлом, о нашем месте в мире, и идентичностей, которые мы строим для других людей и нас самих зависит от архивов, как формальных, так и неформальных, а фотографий и других предметов, сохранившихся в священной архивов, музеев, в том числе Художественные музеи, может изменить способ, которым люди рассматривают историю. Кроме того, существующие структуры власти, определить, что входит в эти архивы, а то, что остается » замолчать » вне господствующей повествования истории.
Хотя, пожалуй, самый известный за его иконических образов Стамбуле, нет на дисплее среди 21 изображения в приложении » галерея; Гюлер считает его наиболее важные работы, документации исторических памятников на территории Турции. Он фотографировал Хеттеянина сайта, Немрут-Даг», так называемый ‘Ноев ковчег’, недалеко от горы Арарат, а небольшой городок Geyre, фотографии, которые привели к открытию Эллинистический город Афродисиас. Монументальная архитектура на выставке в фотографиях, — что в Восточной Анатолии — остатки армянской и сельджуков культур, некоторые почти забытые, и некоторые из них были переведены в рамки текущего удостоверения борьба в Турции. Выявление как турок армянского происхождения, как Гюлер не оспаривается в современной Турции, где понятия » турецкой нации’ вызов самому существованию дефис ‘-турецких’.
На Западе ПСР (Партия справедливости и развития /Adalet ve Kalk?nma Partisi), текущая правящая партия Турции, часто цитируется в качестве образца исламской демократии, хотя этому понятию недавно бросили вызов популярные антигосударственные протесты и увеличивающиеся волны антидемократических элементов в республике. Согласно ПСР, произошел всплеск интереса к истории Османской империи и Сельджука, и ассигнование прошлого предыдущих мусульманских империй привело к новой идентичности, внедренной в империи и исламе. Фотографии Гюлера, однако, предшествуют новому рассказу, и его внимание на армянский язык и памятники Сельджука усложняет его, показывая прошлое восприятие турецкой истории – история, теперь является доминирующей, хотя раньше все же являлась маргинализованной.
Исследование государством памятников сегодня показывает, как восприятие Турцией и ее прошлого изменилось с 60-х; памятники Сельджука были восстановлены и повторно включены в доминирующую волну турецкой истории, в то время как много армянских все еще остаются без внимания.
Его фотографии с 60-х документально удостоверяют о существовании недоминирующих течений прошлого. В немилости история армянина и Сельджука заставила замолчать всех после формирования турецкой республики в 20-х и оставила след, чтобы ухудшить положение в маргинализованной Восточной Турции, в то время как греческие и римские руины были выкопаны и восстановлены для туристов и туркоподобных народов. Эти фотографии были размещены на заброшенных и ветхих здания, представляя свидетельства этой маргинализации. Исследование государством памятников сегодня показывает, как восприятие Турцией и ее прошлого изменилось с 60-х; памятники Сельджук были восстановлены и повторно включены в доминирующее течение турецкой истории, в то время как много армянских памятников остаются без внимания.
Например, выставка включает фотографию Бюыюка Каратая Медресе в Конье. Сельджук, который сделал Конью своей столицей в течение 12-х и 13-х веков, построил учебные заведения с красиво вырезанной монументальной каменной лестничной площадкой. Раньше грязному, разрушающемуся провинциальному музею было крайне необходимо восстановление из-за многих лет пренебрежения. Бюыюк Каратай Медресе был недавно обновлен – показательный ход из общего всплеска интереса не только к памятникам Сельджука и керамике и плитке, но также и к турецкой истории в целом. Управляемый взглядом Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента турецкой республики, много турок в течение многих лет преуменьшили Османскую империю и Сельджук, и вместо этого подчеркнули новое и «современное» национальное самосознание, подделанное после Первой мировой войны, поле распада Османской империи и формирования современной Турции в начале 20-х. Под режимом ПСР, однако, тон твердого атеизма смягчается, и рядом с этим изменением, можно засвидетельствовать «восстановление» истории исламской республики.
С другой стороны, однако, многие армянские памятники, сфотографированные Гюлером в 60-х, все еще в плохом состоянии. Когда я посетил руины древнего армянского города Ани (зарегистрированный на выставке) в 2010, мое движение было единственной группой, исследующей место. Простые километры от армянской границы, Ани был пренебрежен – и возможно оскорблен турецким государство с тех пор, как получил контроль над областью в 1921. Почти недоступный без частной транспортировки и подвергающийся грабежу, небрежность и даже учебная стрельба турецкими вооруженными силами, Ани — одно из 12 мест, во всем мире находящееся перед необратимой потерей и разрушением, как сообщает журнал Фонд Глабольного Наследия. Мои собственные взгляды на место отразили ту же самую дикую изоляцию и плохое состояние, отраженное в фотографиях Гюлера, сделанных приблизительно за 45 лет до того, как я посетил Ани. Хотя турецкое Министерство Культуры начало реставрационные работы над несколькими из памятников Ани, еще неизвестно, до какой степени альтернативные рассказы истории будут включены в ее восстановление.
Поскольку Министерство Культуры проводит исследование и восстановление, тысячи туристов посещают территории Османской империи, Сельджука и хеттских мест Турции, многие армянские территории все еще страдают от отсутствия фондов и посетителей, и становятся все более и более забытыми. Выставка в Смитсоне успешно обращается к проблематичной природе различия Гюлера между наблюдением и искусством. В созерцании этих заархивированных фотографий, маргинализованных историй и памятников, у каждого есть возможность вновь исследовать изменяющиеся рассказы турецкой истории и исследовать проблемы идентичности, памяти, собственности и национализма.
Анатолия Ары Гюлер будет выставлена 3 августа 2014 в Музее Смитсона и Галереи Саклер азиатского Искусства в Вашингтоне, округ Колумбия
© Источник: www.reorientmag.com
© Перевод: Роксана Шахназарян — Armenian Global Community