Самвел Шахраманян: «Я прошу Францию оказать давление на Азербайджан, чтобы освободить армянских политических заключенных»

Спустя шесть месяцев после нападения на Азербайджан, повлекшего за собой вынужденный выезд почти всех его армянских жителей, президент правительства Нагорного Карабаха в изгнании в интервью газете Le Figaro.

Le Figaro: До «44-дневной войны» осенью 2020 года в Нагорном Карабахе (Арцахе) проживало 150 000 армянских жителей. Сколько осталось после его полного завоевания Азербайджаном в сентябре прошлого года?

Самвел Шахраманян: По нашим данным, сегодня на территории бывшей Республики Арцах осталось 10 или 11 армян. Это инвалиды или больные люди, которые не могут передвигаться или желают находиться возле могил своих близких. После вынужденного исхода в сентябре 2023 года их число было больше, но с тех пор несколько десятков арцахицев, решивших остаться там, также предпочли уехать в Армению благодаря Красному Кресту.

Le Figaro: Слышали ли вы что-нибудь от армян, находящихся в заключении в Азербайджане с сентября 2023 года?

Самвел Шахраманян: Восемь бывших лидеров Арцаха заключены в тюрьму в Баку. Задержаны также еще семь армян, солдат, захваченных в сентябре 2023 года. Мы регулярно общаемся с ними по телефону. Для рассмотрения их дела была создана группа азербайджанских следователей. На данный момент дата суда не назначена. Недавно азербайджанские СМИ анонсировали трансляцию (вероятно, в этот четверг, 28 марта) телеинтервью с некоторыми из этих заключенных.

Мы не знаем, какие именно, но некоторые тизерные изображения позволяют предположить, что это мой предшественник, экс-президент Араик Арутюнян, и Левон Мнацаканян, министр обороны Арцаха в период с 2015 по 2018 год. Эти интервью, проведенные под принуждением, подготовлены для внутренних пропагандистских целей. Я требую их немедленного и безоговорочного освобождения, как и всех армянских заключенных, произвольно арестованных, необоснованно заключенных в тюрьму и ставших жертвами необоснованных обвинений. И я прошу Францию ​​оказать давление на президента Алиева, чтобы добиться этого освобождения.

Исчезновение Нагорного Карабаха: хроника невыполнимых французских обещаний

Le Figaro: Вы были избраны президентом 9 сентября, а 19 сентября Азербайджан напал на вашу страну. Есть ли связь между этими двумя событиями?

Самвел Шахраманян: Некоторые утверждали это. Неправильно, конечно. Азербайджанцы уже несколько недель концентрировали войска, особенно силы специального назначения, на линии соприкосновения между нашими двумя странами. Было очевидно, что после девяти месяцев блокады, призванной ослабить нас, они собирались напасть.

Le Figaro: В октябре 2023 года вы объявили о роспуске Арцаха 1 января, после сами заявили, что это заявление не имеет юридической силы. Можете ли вы прояснить эту ситуацию?

Самвел Шахраманян: 19 сентября, с самого начала агрессии, мы поняли, что будем одни защищаться и что даже присутствующие там русские не вмешаются. Из-за дисбаланса сил у нас не было шансов на сопротивление, поэтому мы очень быстро установили связь с азербайджанцами, чтобы гражданское население было максимально избавлено от боевых действий.

После двенадцати часов переговоров мы прекратили военные действия. На следующий день граждане Арцаха попросили эвакуировать их в Армению, опасаясь резни со стороны оккупантов. Поэтому мы начали второй раунд переговоров, чтобы их уход прошел как можно более гладко. Баку прислал нам на подпись документ, в котором Национальное собрание провозгласило, что «народ Арцаха отказался от своих прав, своего суверенитета, своих символов».

Но ему пришлось бы проголосовать за то, чтобы этот документ стал действительным. Я сделал встречное предложение: чтобы президент, то есть я сам, 1 января объявил о роспуске Арцаха.

Это гарантировало относительно безопасную эвакуацию. Я прекрасно знал, что этот документ незаконен и неконституционен, поскольку его должны были ратифицировать законные структуры Республики Арцах, но это был способ спасти моих соотечественников!

Le Figaro: В Арцахе больше нет территории, но формально существует государство и правительство в изгнании?

Самвел Шахраманян: Да, в здании, где я вас принимаю в Ереване, находится администрация президента и офисы судебных и законодательных структур Арцаха. Парламентарии могут собираться здесь для голосования. В октябре я подписал указ, устанавливающий, что все министры правительства остаются на своих должностях на добровольной основе.

Le Figaro: Планируете ли вы возвращение армян в Арцах?

Самвел Шахраманян: В нынешней ситуации нереально думать о возвращении на нашу территорию, оккупированную азербайджанцами. Мы должны принять во внимание реалии азербайджанского и арцахского народов, считающих себя врагами. В Баку маленьких азербайджанцев со школы учат, что армяне – враги; потребуются годы, чтобы изменить менталитет азербайджанского народа и обеспечить мирное сосуществование между соседями. И я думаю здесь как об армянах Армении, так и об армянах Арцаха. Как власти в Ереване могут считать свою страну безопасной, если одни части ее территории уже оккупированы азербайджанцами, а бакинские лидеры публично заявляют о других?

Источник: Le Figaro

Перевод: Armenian Global Community

5 1 vote
Рейтинг статьи

Press ESC to close