Ваге Кеушгерян – это современная легенда армянского виноделия! Человек, которого зовут Королем армянского виноделия. Он работал над десятками вин – известных и очень известных! Он создатель самого высокогорного в мире игристого вина!
В нашей рубрике 10 вопросов виноделу мы узнаем самое важное – почему только спустя 30 лет работы в винном бизнесе он дал свое имя лишь вину Keush.
1. О выборе
Я стал заниматься виноделием в Армении по нескольким причинам. Первая причина состояла в том, что я был в этом бизнесе уже 30 лет, то есть я не начал новый бизнес в Армении. Я начал его еще в Америке. С детства я также жил в Италии, и из года в год я пил вино, потому что в Италии каждый день за ужином пьют вино. Вот в Ливане, где я тоже жил, не было культуры вина…
И когда я вернулся в Америку и открыл там ресторан, то я решил углубиться в винный бизнес. Я стал виноторговцем. Я импортировал вино из Франции в Америку. И именно тогда я понял, что виноделие — это одно из самых одаренных ремесел… виноделие, винный бизнес — это красиво, это хорошо, это связано с приятным времяпрепровождением с хорошими друзьями. И когда всё это, весь мой опыт сложился – я принял решение. И знаете, я принял правильное решение.
2. О первом глотке вина
О! Конечно я помню свой первый глоток вина! Скорее всего первым вином, которое я выпил, это было вино которое пила моя семья… Нет! В Ливане, в итальянском ресторане с девушкой мы пили белое вино, нам было наверное лет 16-17. Мы пили Матеос Розе. Это было очень хорошее вино, я помню его вкус…
3. О первом глотке своего вина
Это не было днем, который вошел в историю для меня. Ведь когда вы создаете вино… оно через 3 недели из виноградного сока уже становится вином. Мы попробовали его до розлива. Мы были с моим виноделом, который пил его вместе со мной. Я пробовал это вино до этого, с самого начала процесса, я уже пил это вино и знал уже каким оно будет.
4. О корнях
Есть бизнес, который люди делают 5, 10, 20 лет, затем продают или закрывают. Винный бизнес же долгосрочный. Потому что, когда вы закладываете виноградник, вы тратите как минимум 5-6 лет, прежде чем получите нормальное вино. Если вы принимаете решение заниматься виноделием, вы должны понимать, что вы закладываете и свои корни. Я создал винодельню в Италии и 12 лет назад закрыл её. Я не хотел иметь бизнес в Италии, так как я не хотел, чтобы мои дети жили в Италии, чтобы говорили на итальянском, стали итальянцами.
Я впервые приехал в Армению, познакомился с Арменией, в 1997 году. Я знал, что тут есть вино, но я не знал, что это и история страны. А потом я начал узнавать про историю виноделия. В 1998 году я заложил свой виноградник здесь, потому что знал, что корни моего бизнеса, все что я буду делать в этом бизнесе, останется здесь. Моя семья, мы армяне из Ливана, у нас есть такая черта – где бы мы не находились, нам нет спокойствия. Мы переехали из Ливана в Италию, из Италии в Америку, снова из Америки в Италию, то есть у нас не было корней. Я думал о том, что нужно укореняться на протяжении 9 лет. И я принял правильное решение. Когда я впервые приехал в Армению, мой подход был более романтичным… моя Родина и так далее … но когда в 2009 году я решил остаться, это было уже рациональное решение. Я понял, что могу работать здесь и привносить изменения и достичь успеха в разных областях.
5. О первом успехе
Я познакомился Эрнекяном. (Эдуардо Эрнекян — аргентинский предприниматель армянского происхождения, владелец винодельни «Карас»). Он к этому моменту попробовал несколько армянских вин и был убежден, что хорошее вино в Армении сделать невозможно. Дело конечно было не в том, что сделать было не возможно, а в том, что не было хороших специалистов.
А Эрнекян … он всегда любил земли…., у него были средства и он купил землю в Армении и заложил виноградник, но только из сортов винограда подходящих для коньяка. Когда я приехал в Армению, я спросил его, что происходит на виноградниках. Оказывается, там все же были сорта винограда для вина! И я решил попробовать сделать вино и у меня получилось! И теперь точно можно сказать, что «Карас» было первым хорошим вином здесь, которое и удивляло и радовало людей!
Хотя конечно в это же время произошло одновременно 2-3 важных для отрасли события. В 2009 же кажется году «Армения Вайн» открыла самый большой в стране винный завод, в 2010 «Карас» и «Зора» открыли свои заводы. Но именно «Карас» тогда всем открыл глаза и показал, что хорошее вино можно получить здесь!
6. О виноградарстве
У меня не так много земель. Сейчас я хочу купить еще земли и заложить еще виноградники. Для игристого вина я каждый год покупаю виноград только в селе Хачик в Вайотц Дзоре. Но у меня есть виноградники еще в Карабахе – и для моих нужд и для продажи, в Вайотц Дзоре еще есть виноградник и пока что всё…
7. О виноградниках
Мы сейчас на том этапе, когда не хватает винограда для производства вин. Сейчас только люди потихоньку начинают закладывать свои собственные виноградники. Есть два варианта садов. Когда производитель вина сам и является владельцем виноградника – когда хочет тогда собирает виноград, как хочет так и обрабатывает. А есть второй вариант, когда производитель вынужден покупать виноград в деревнях. И в ситуации нехватки винограда его продают по завышенным ценам, не лучшего качества. И качество от этого страдает. Конечно, гораздо лучше иметь свой виноградник.
Для шампанского и игристого вина обязательно нужно, чтобы у винограда была высокая кислотность. Для этого надо собирать урожай раньше срока. Можно конечно добавлять кислоту потом, можно смешивать… Я много лет уже покупаю весь виноград высокогорного села Хачик. Потому что он находится очень высокого в горах и там виноград Арени к осени не успевает набрать сладость, он спелый, но не сладкий как на землях ниже. К тому же я могу следить за всем процессом, они ведь уже знают, что именно я куплю у них весь виноград.
8. О винограде
Когда я только начинал, то начинал с сортов Воскени, Назени, Арени, Кохбени. Мы пробовали и решали, есть ли будущее у этого вина. Но при этом каждый любит именно свое вино. Ведь это главное! Главное иметь страсть к своему делу и тогда у вас все получается. Сейчас я могу сказать, что самые удачные сорта – из белого это Воскеат, а в случае красного – это Арени и Хндогни. Больше конечно Арени, у него больше возможностей и разнообразия во вкусе.
9. О страхах
Для меня вино – это вся жизнь. Я не пьющий человек. Но вино — это жизнь для меня – я хочу объяснить, почему это так. Если я пойду к врачу и врач скажет мне: «Вам больше нельзя пить вино»… И я уже сейчас думаю, что же я буду делать тогда! Для меня с вином ассоциируются самые важные части моей жизни и меня самого. Моя жизнь без вина обеднеет. Вино для меня – это фундамент.
10. Об игристом вине
Я всегда пил много шампанского, потому что шампанское – это радость, это романтика. Ведь уже даже звук открывающейся бутылки – это уже наслаждение, приятные ассоциации. Это свидания, встречи с друзьями, приятные вечера, страсть, праздники и важные события! Я люблю этот звук – как открывают игристое вино! Я решил делать игристое вино еще и потому, что в Армении его не было. Были игристые вина не очень высокого качества, среднего качества. А вот высокого качества не было.
11. Об имени
Когда на вине стоит моё имя, я не имею права ошибаться. Я много лет в этом бизнесе. Я многое сделал, но именно Кёш будет развиваться и становится лучше с каждым годом, потому что это сделано для моей семьи. Это мои корни. Я оставлю это моей семье, моим детям, моим внукам. И к тому же традиционно шампанское и игристые вина называют именем собственным. Не я это придумал.
ООО НВК (НОВАЯ ВИННАЯ КОМПАНИЯ)