Армен Петросян: «Самое главное на мой взгляд — иметь свою философию и ценности»

Армена Петросяна по праву называют «Икорным королем». Компания, которую создали его отец и дядя является лидером на рынке черной икры и контролирует порядка 20% оборота в мире. Наш специальный корреспондент в Париже Артем Асрян встретился с Арменом в одном из магазинов его сети «Petrossian» и задал много интересных вопросов.

Армен Петросян у входа в магазин.
© Фото: Артем Асрян — armeniangc.com

Часть 1: Petrossian — Империя икры

Расскажите с чего всё начиналось?

Армен Петросян: Компания была создана моим отцом Михаилом (Мушегом) и дядей Мелкумом в 1920 году. Магазин в котором вы находитесь был основан в том же году. Брат и отец жили на территории Российской империи и эмигрировали в тяжёлый период для армян: это и геноцид 1915 года и погромы в Азербайджане. Причиной их переезда было небезопасная атмосфера. Семья моего отца родом из Нахиджевана. Они жили в Агулисе, потом из-за накаленной атмосферы переехали в Тифлис, оттуда уже эмигрировали в Париж. Семья моей мамы из Баку. Моя мать из рода Маиловых, одной из богатейших семей Баку, сколотивших состояние на нефти. Кстати, опера Баку была построена моим дедушкой. История армян — это история передвижений, армяне очень часто переезжали с одной страны в другую, как во время войн, так и в мирный период. Мой отец и дядя учились в Москвепоэтому прекрасно говорили по-русски. Они также владели французским, что было характерно для буржуазии того периода. Именно поэтому они переехали во Францию. Я уверен, что они выбрали Францию ещё и по другой причине. Для армян очень важную роль играет еда и пиршества. За столом не только кушают но и общаются, строят взаимоотношения. Гостеприимство, традиции приема гостей, времяпровождения с семьёй являются неотъемлемой частью ДНК нашего народа, где бы мы не находились от Америки до Среднего Востока. А во Франции, как известно, люди тоже не равнодушно относится к еде.

В то время во Франции никто не знал об икре. Отец и дядя рискнули импортировать икру из России во Францию под своей маркой Petrossian, которую сегодня узнают по логотипу на банке. Они шли впереди своего времени. Тогда никто не представлял, какой на вкус является икра, поэтому их затея была поистине смелой. Более того, они были авангардистами и в плане маркетинга.

По окончанию Первой Мировой Войны люди не очень дружелюбно относились к иностранцам, поэтому все их отговаривали от сохранения своей фамилии. Но они принципиально сохранили фамилию Петросян и более того сделали из неё бренд!

Получается в 1920 году во Францию приехали только ваш отец и дядя?

Нет, во Францию приехала вся семья. Их преимущество было в том, что они решили переехать в благополучный момент. Более того им удалось переехать не с пустыми карманами. Все последующие волны эмигрантов смогли уехать, но без гроша в кармане. На свои сбережения они купили дом и открыли этот магазин.

Продажа икры была первой бизнес-идеей или до этого были неудачи?

Несмотря на то, что один учился на адвоката, другой на архитектора, перебравшись во Францию они решили открыть бизнес связанный с едой. Причиной этому послужил тот фактчто для работы по своей профессии им надо было получить французский диплом.

Магазин был всего лишь фасадом, в действительности же они были торговцами, они покупали и продавали сырье под названием икра. Вы знаете, что армяне очень успешны в этой деятельности. Они наладили также импорт крабов и различных сортов рыб из России и начали производство копчёной рыбы недалеко от Парижа. Другими словами они занимались импортом рыбной продукции из России.

Как выглядела изначально цепочка поставок из Советского Союза?

Они были первыми, кому удалось импортировать икру из Советского Союза, несмотря на нестабильную политическую ситуацию региона. Им удалось наладить контакт через посольство в Париже. В итоге им удалось организовать первую поставку икры из Каспийского моря в Париж. Сегодня нам трудно представить насколько сложно было наладить такую цепочку в условиях коммуникации того периода. Я помню, как трудно было наладить хорошую коммуникацию пользуясь телеграммами. Телеграммы напоминают мне Twitter (смеётся). С появлением мобильной связи коммуникация с российскими поставщиками заметно улучшилась.

Ранее вы затронули тему маркетинга. Расскажите, пожалуйста, что символизирует корабль на банках икры Petrossian?

На банке изображён корабль, борющийся со штормом. Естественно корабль олицетворяет компанию Petrossian. Если вы присмотритесь на корабле изображена буква «P». Шторм символизирует трудности на нашем пути. Третий важный элемент — это лучик солнца, который пробивается сквозь тучи. Луч солнца —  это оптимизм. Кстати, наш логотип был запатентован и сам по себе является брендом во всём мире.

Икра «Petrossian»

До приезда вашей семьи, в Париже никто и не слышал об икре. Что сделали Петросяны, чтобы приучить парижан к употреблению икры в качестве деликатеса?

Им пришлось проделать очень трудную и кропотливую работу. Они не упускали ни одной возможности, чтобы устроить дегустацию икры. Они ходили к владельцам ресторановобъясняли им, что такое икра и как её употреблять. В самом начале икра казалась людям невкусной и дорогой. Ритц, один из товарищей моего отца, не верил в их затею, но ради дружбы согласился купить у них икру для своих ресторанов и отелей и в итоге продажи пошли вверх. Отец и дядя были очень упрямыми людьми и не останавливались до того пока не добивались успеха. Кстати, упрямство это армянская черта характера. Мы как крокодилы, если укусим, то уже не отпустим. Крокодил мог бы быть нашим логотипом (смеётся).

Армен Петросян в магазине «Petrossian»
© Фото: Артем Асрян — armeniangc.com

Какой представляли компанию Petrossian её создатели после себя?

Если честно они не сильно задумывались о будущем компании. Их дети начали работать в компании, а после их смерти не обошлось без семейных споров. Я возглавляю компанию уже почти 45 лет.

Компания Petrossian — это семейная империя. Будучи ребенком, хотели ли вы работать в семейном бизнесе или вам не оставили выбора?

С маминой стороны семья занималась нефтью и икрой, с папиной стороны естественно семья занималась икрой, поэтому детям по инерции трудно не оказаться в икорном бизнесе. Икра и осетрина — это моя судьба. Но икра также должна быть и страстью. Я увлечен икрой и осетриной и не перестаю путешествовать в поисках новинок и посещаю различные конференции на эту тему.

Сегодня при упоминании фамилии Петросян в мире мгновенно думают об икре. Расскажите нам на чём кроме игры держится империя Petrossian?

Конечно же ключевым продуктом является икра. У нас также есть завод по производству различных видов копчёной рыбы. 80% всего нашего рыбного ассортимента собственного производства. Это нам позволяет полностью контролировать качество продукции. Мы также владеем сетью собственных магазинов и ресторанов по всему миру. У нас также есть широкий круг дистрибьюторов, которым было дозволено продавать наши деликатесы. Более того, у нас можно научиться искусству дегустации икры.

Сегодня вы владеете магазинами и ресторанами в Париже, в Лос-Анжелесе, в Лас-Вегасе. Расскажите о вашей стратегии международного развития. По каким критериям вы выбираете город в котором откроете точку продажи?

Мы очень осторожно относимся к открытию своих магазинов. Нам важно иметь как можно больше собственных магазинов, чтобы благодаря усиленному контролю соответствовать высоким стандартам нашего бренда. Мы также выбираем стратегические города для своих точек дистрибуции, как например Лондон, Гонконг или Даллас.

Почему в России до сих пор нет икры Петросян?

Это действительно очень сложный вопрос. Я очень давно хочу попасть на российский рынок. Ответ кроется в современной истории. Во время Советского Союза по известным вам причинам было невозможно иметь свой собственный магазин. Затем в период девяностых мне поступало несколько предложений, но меня останавливало чувство нестабильности. Русские мягко говоря скептически относятся к тому, что кто-то из-за границы может приехать в Россию и развивать икорный бизнес.

За последние 5 лет ситуация неоднозначная: в основном икра добывается из выращенных на фермах осетрины в разных странах. На территории РФ существует немало контрабанды. Я неоднократно обращался в посольство и предлагал сотрудничество. Я указывал на тот факт, что большая часть товара завозится в Россию нелегально, и что в стране нет собственной продукции. Я пытался получить разрешение на легальный импорт игры Petrossian, но как вам известно, такого рода процедура занимает очень много времени, поэтому вопрос остаётся до сих пор открытым. По сей день граница остаётся закрытой. Мы размышляли над альтернативными путями и одним из таких путей был импорт через Армению.

Как насчёт вашего присутствия в Африке? Например, как насчёт открытия магазина Petrossian в такой стране, как Нигерия, где очень высокий уровень потребления шампанского на душу населения?

Большинство брендов люкс обходят стороной африканский континент, аргументируя это тем, что якобы там нет достаточного рынка потребителей. На самом деле это не так. Мы не забываем об этом, но надо признать пока не имеем там собственных магазинов. Справедливости ради стоит отметить, что среди наших клиентов есть немало выходцев из африканского континента, которые покупают наш товар, будучи проездом во Франции. Также одним из наших исторических клиентов являлся император Эфиопии, Хайле Селассие.

Как обстоит ситуация в Азии?
У нас есть платформа дистрибуции в Гонконге, что позволяет нам распространять наш товар в ряд отелей и ресторанов азиатских стран.

Компания Petrossian была основана в 1920 году. Ровно через год, в 2020 году, вы будете праздновать свой юбилей, сто лет от создания вашей компании. Стоит ли ожидать какого-нибудь особенного мероприятия в следующем году?

Конечно же мы планируем ряд мероприятий. Но важно, чтобы после юбилея люди не забывали о нас. Поэтому уже сегодня мы готовимся к двухсотлетию компании Petrossian (смеётся).

Какой вы представляете себе компанию Petrossian через 10 лет?

Мне посчастливилось, что оба мои сына работают в нашем семейном бизнесе. Один работает в Америке, а второй во Франции. У меня также есть внуки, поэтому есть кому унаследовать нашу империю. Я не хочу забегать вперёд и строить очень много планов, ведь немало важно уметь плыть по течению. Самое главное на мой взгляд — иметь свою философию и ценности.

Часто говорят, что компания Petrossian контролирует 20-25% икорного бизнеса в мире. Сколько процентов рынка в действительности сегодня контролируется вашей компанией?

Мы сегодня контролируем примерно 10-15% мирового рынка, что является очень хорошим показателем.


Часть 2: Petrossian — эксперт и авангардист

В этой части интервью мы попытаемся узнать, в чём кроется секрет такого продолжительного успеха в бизнесе.

Вы всегда опережали ваших конкурентов. Одним из ярких примеров является тот факт, что вы первыми инвестировали в выращивание рыбы. Так ли это на самом деле?

В 1998 году мы первыми начали разводить рыбу для получения икры, хотя никто не верил в успех данного метода. Когда в 2008 году вышел запрет на ловлю дикого осетра, компания Petrossian имела значительное преимущество по сравнению с остальными игроками, пытавшихся выдать разведённого осетра за дикого. Иными словами мы заставили весь рынок следовать нашему примеру.

Исторически наша компания столкнулась с 3 переломными моментами: революция в Иране, перестройка и запрет на ловлю дикого осетра. Каждый раз нам надо было принять правильное решение. Например после революции, икра больше не контролировалась Шахом и нам пришлось поехать в Иран и напрямую закупать оттуда икру. После перестройки вместо одного собеседника по каспийской икре в лице Советского Союза, перед нами их было целых 5. Компании Petrossian надо было полностью пересмотреть систему закупок. Третьим и последним событием был запрет на ловлю дикого осетра. Все наши конкуренты бросились повышать цены, что и создало благоприятную почву для продажи икры выращиваемого осетра, в чём мы и обошли всех. Разводить рыбу начали в 1996-97 годах, поэтому часть новых конкурентов совсем новички.

Во время интервью.
Артем Асрян и Армен Петросян

Вы придумали собственные банки для икры в 2,5, 5 и 10 кг, и специальную ложку, чтобы не терялся вкус во время дегустации. Вы также придумываете различные деликатесы на основе икры и рыбной продукции. В чём ваш секрет?

Я не перестаю придумывать новые деликатесы. Каждый год мы стараемся пополнить наш ассортимент продуктов на основе икры, а также копчёной рыбы. Это очень весёлый и занимательный процесс.

Однажды вы поведали журналистам о том, что икра имеет свою мелодию. Как это возможно?

Всё верно, когда я рассказываю журналистам о мелодии икры, они сначала думают, что старик сошел с ума (смеётся). Икра действительно «поёт». Можно расслышать специфический шум при отделении одной икринки, что характерно только качественной икре. Журналисту удалось записать звук и все его сомнения рассеялись.

Вы также стоите в основе классификации икры. Расскажите об этом подробнее.

Мы не просто продаём икру, мы предлагаем целый ассортимент икры различного качества. Все конкуренты равняются на нас. Можно сказать, что мы являемся верховным лидером икорного бизнеса. Если завтра мы изменим цены, все конкуренты сделают тоже самое. Если завтра мы выпустим новый продукт, то вскоре он появится и у них.

В заключении можно смело заявить, что вы являетесь самым большим экспертом икры в мире?

У нас без сомнения самый большой опыт в этом деле. Я вам скажу больше: наши конкуренты сами это признают. «Петросян неприкасаем», — говорят они.


Часть 3: Petrossian — Армянские корни

Расскажите нам какое отношение было у основателей компании Petrossian к своей родине и политическим изменениям после их эмиграции?

Они так и не возвратились ни в Россию, ни в Армению, потому что уже не было пути назад. Я не могу сказать, что у них была ностальгия, ведь ностальгия бывает у того, кто что-то имел и потерял, а у моего отца и дяди ничего там не было. Ностальгия была только по потерянной Армении, по семейному дому в Агулисе. Что касается политических изменений, то в действительности они не видели больших отличий от царской империи. В обоих случаях, речь шла об авторитарном режиме.
Советский Союз продавал им икру и таким образом был для них важнейшим бизнес партнёром.

В каком году вы впервые поехали в Армению и какие впечатления оставила эта поездка?

Впервые я побывал в Армении примерно в 2002 году. Мне больше запомнилась моя вторая поездка, когда я сопровождал делегацию Жака Ширака. С тех пор я побывал там раз двадцать. В последний раз я был в Армении в октябре 2018 на саммите Франкофонии.

Задумывались ли вы начать какой либо проект, связанный с вашим бизнесом в Армении?

В прошлом мы работали над рядом инициатив, но они не увенчались успехом. Мы и сегодня думаем над этим, но пока региональная ситуация геополитически не стабильна. Позиция Армении, в качестве члена Евразийского Союза, не выгодна для некоторых стран-членов, в частности Казахстану, потому что Армения может стать прямым мостом на российский рынок. Мы также ждём позитивных изменений от политики нового правительства Армении. Я не теряю оптимизма. Как говорится: «Вода всегда найдет свой путь».

5 1 vote
Рейтинг статьи

Press ESC to close