Пешеходная тропа протяженностью более 500 миль демонстрирует потрясающие горы крошечной страны и первоклассное гостеприимство.
Несмотря на свой небольшой размер — чуть более 11 000 квадратных миль — Армения сочетает в себе множество пейзажей, разнообразие дикой природы и раннюю христианскую историю на своей скалистой местности. Это мечта путешественника, с пейзажами, вьющимися через Кавказские горы от засушливой долины Аракса на границе с Ираном до густых лесов, переходящих в Грузию.
Но до недавнего времени было невозможно пройти пешком всю эту нацию на перекрестке Европы и Азии. «Я помню, как смотрел на эти горы и думал: «Боже мой, я действительно хочу их исследовать», — говорит Том Аллен, британский искатель приключений и разработчик маршрутов, впервые посетивший страну в 2008 году. “Но тогда не было карт троп страны, Google Maps были практически пусты, а советские военные карты были засекречены».
Опыт Аллена привел его к разработке 514-мильного маршрута, пересекающего Армению, который был запущен в начале 2022 года. Работая с неправительственными организациями HIKEArmenia и Trails for Change, Аллен и команды волонтеров не только построили новые маршруты, но и соединили треки 4х4 советских времен, пастбищные маршруты и давние пешеходные дорожки. Все это вьется через покрытые облаками пастбища мимо древних монастырей, каменных деревень и полуразрушенных караван-сараев тех дней, когда Шелковый путь сделал Армению богатой.
Этот армянский участок является первым маршрутом Большой Закавказской тропы (TCT) по всей стране, который однажды соединит Армению с Грузией и Азербайджаном сетью протяженностью 1800 миль, идущей с запада на восток от Черного моря до Каспийского и север-юг от Большого до Малого Кавказа.
Армянская часть TCT дает представление о том, что будет дальше. Пешие прогулки мимо зеленых гор и древних христианских памятников (включая Татевский монастырь на вершине утеса) также дают представление об этой легендарной земле.
Тропа родилась
TCT впервые заложил основы в 2017 году, когда команда волонтеров-строителей начала прокладывать тропы в густых дубовых и грабовых лесах над Дилижаном, курортным городом в 90 минутах езды к северу от столицы Армении Еревана.
Теперь посетители могут следовать по красно-белым указателям TCT по всей стране, чтобы увидеть вулканические купола Гегамских гор и изумрудные глубины Воротанского каньона. Маршрут также проходит мимо трех монастырей, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые рассказывают об истории Армении как первой страны, принявшей христианство в качестве государственной религии.
Тем не менее, TCT остается в стадии разработки. «Тропа еще не полностью размечена, не обозначена, не обслуживается и не ухожена [пока]», — говорит Аллен. Он говорит, что на веб-сайте TCT есть множество ресурсов, включая топографические карты, рекомендуемые приложения и загрузки маршрутов KML и GPX, для навигации по менее развитым районам, таким как обширная степь у озера Севан.
Дикая природа и теплое гостеприимство
Возможность встречи с сирийскими бурыми медведями и серыми волками делает походы по ТСТ еще более привлекательными, как и рассказы о недавнем возвращении кавказского леопарда (которое местные жители благосклонно рассматривают как возрождение армянского духа). Некоторые участки TCT напоминают суровые красные скалы Седоны; другие лесистые холмы Шенандоа.
«Пейзажи такой маленькой страны невероятно разнообразны, — говорит Якуб Бабий, путешественник из Польши. «У вас есть области, похожие на пустыню, а затем части, похожие на Альпы».
Бабий выделил 40 дней, чтобы пройти путь от Мегри на юге до озера Арпи, недалеко от границы с Грузией. Большую часть ночей он ночевал в палатках, но иногда ночевал в одном из гостевых домов, которые начали возникать вдоль тропы, «чтобы по-настоящему почувствовать местную культуру». Гостеприимство армян, по его словам, произвело самое большое впечатление.
Многие хозяева готовят для ночных гостей раскидистые угощения (хоровацы) с мясом на гриле, лавашными лепешками, мягкими сырами, овощными салатами и пшеничными салатами с булгуром. Шоты оги (домашней фруктовой водки) часто заканчиваются кенадзом, поэтическим армянским обычаем тостов.
Бум экотуризма
Недавние кампании по продвижению Армении и финансированию улучшения ее туристических предложений вызвали туристический бум, при этом посещаемость увеличивается на 15 процентов каждый год с 2010 по 2020 год. Ардаг Косян, исполнительный директор HIKEArmenia, говорит, что доход, идущий в общины за пределами Еревана (где живет треть населения страны), делает TCT ключевым фактором для развития сельских районов. «Когда у вас есть деревня, в которой не так много ресурсов, и у вас есть жители, которые предпочитают уехать, у них должен быть способ зарабатывать на жизнь», — говорит он. «Экотуризм — верный способ делать это».
В 2018 году Гарник Геворгян построил вдоль ТСТ кемпинг с горячим душем, крытыми столами для пикника и рестораном, где подают блюда местной кухни. Его вдохновили туристы, которые начали появляться в его крошечной деревне Артаван в поисках ночлега и еды.
«Я не рассматриваю это как бизнес; это показывает мой образ жизни», — говорит он. «До TCT никто не знал названия моей деревни, даже армяне. Теперь Артаван, наконец, существует».
HIKEArmenia сыграла важную роль в распространении информации о походах через свой веб-сайт, приложение и информационный центр в центре Еревана. Он также финансирует большую часть строительства инфраструктуры (хотя неправительственная организация Trails for Change строит большинство маршрутов). Помощь сельским общинам остается основным направлением деятельности HIKEArmenia.
Идея состоит в том, что туристы могут совершать пешие или дневные тропы и оставаться на одном месте в течение нескольких ночей. Возьмем, к примеру, Старого Мартироса. Эта древняя деревня теперь привлекает туристов тропами к озерам, традиционными армянскими хачкарами и высеченной в скале церковью на склоне горы. Находясь в городе, путешественники могут купить местные продукты, такие как сушеные косточковые фрукты, выпечку гата и вино. «Чем дольше они там, тем сильнее влияние», — говорит Косян.
Прогуливаясь по древним улицам от села к селу, «видишь вещи, которым тысячи лет», — добавляет Косян. «Вы встречаете семьи, которые жили в одном и том же месте на протяжении поколений. Они рассказывают вам истории о том, как они использовали тропу, по которой вы идете, чтобы пойти в школу. И все это добавляет возраста и глубины. Это становится больше, чем просто походы; это становится прогулкой по музею под открытым небом».
Стимул для походов по Кавказу
Когда-то Армения была просто царством бесстрашных путешественников, которые самостоятельно соединяли точки. TCT, которая, как ожидается, привлечет в этом году сто пешеходов (и еще тысячи однодневных туристов), дает стране возможность также привлечь «мягкие приключения». Все это время тропа способствовала растущему движению на свежем воздухе в Армении, а местные трейл-клубы помогали поддерживать маршрут.
Аналогичный ажиотаж сейчас возникает по ту сторону границы в Грузии, где завершено 84 мили TCT, и в Азербайджане, где государственное финансирование в размере 10 000 долларов дает толчок развитию тропы. «Это стало неожиданностью, — говорит Аллен, — потому что правительство Азербайджана финансировало совместный проект с Арменией». Соседи вели две войны за спорный регион Нагорного Карабаха. Напряженность остается высокой, а границы закрыты (ТСТ будет поступать в Азербайджан через Грузию).
«По крайней мере, [TCT] покажет, что возможен общий проект, который имеет мало общего с геополитикой и во многом связан с тем, что объединяет все эти страны», — говорит Аллен. «Хотелось бы думать, что в скором времени TCT станет обнадеживающим символическим явлением для региона». В каком-то смысле он уже таковым и является.
Источник: nationalgeographic.com, Марк Йохансон, 6 декабря, 2022
Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян