Армения находится в географическом регионе, который ассоциируется с местом рождения вина. Это первая страна в мире, принявшая христианство, как государственную религию.
Соответственно, армяне далеко не равнодушны к истории Ноя, причалившего на ковчеге у гор Арарата и посадившего лозу в окрестностях.
Армяне также считают себя прямыми потомками Ноя, что делает их одной из самых древних наций на земле и одними из первых виноделов в истории. Археология в некоторой степени подтверждает данное верование самой древней крупной винодельней, пещерным комплексом Арени-1, найденной около города Арени.
В современную эпоху, Армения переживает длительный период жестоких конфликтов с двумя своими соседями, Турцией и Азербайджаном, что послужило причиной эмиграции большого количества армян.
Сегодня армяне живут по всему миру и имеют репутацию достижения успехов в бизнесе во многих промышленностях и странах.
После независимости Армении в 1991 году, армянская диаспора стала налаживать связи со своей родной землей и привезла с собой интерес к вину. В 2010 году, винодельный сектор страны начал рости быстрыми темпами благодаря молодым талантам и плодовитым мечтателям.
Крупные инвестиции были сделаны для резкого роста в винном деле. Также, было импортировано современное винодельное оборудование, чтобы модернизировать винную промышленность Армении. Несмотря на то, что было выращено много международных сортов, значительный акцент был сделан на возрождении и развитии исторических, местных разновидностей.
Для того, чтобы разобраться с этой смесью традиций и инноваций, мы побеседовали с Ваге Кёшгеряном, основателем Semina Consulting и управляющим проектом в Karas Winery. Ваге намерен оживить винодельную культуру Армении.
Ваге со своей командой возрождают исторические виноградные лозы путём использования технологий ДНК для распознавания сортов, найденных в заброшенных монастырях и деревнях. Далее, распознанные сорта выращиваются в питомнике. Вообще он важная личность среди деятелей и влиятельных людей растущего винодельного сектора Армении.
— Как вы заинтересовались вином?
В 19 лет я переехал из Ливана в Италию, а затем в Калифорнию. В Калифорнии я сначала работал в ресторанах и в итоге начал импортировать итальянское вино.
В 1994 году я вернулся в Италию и начал делать вино в регионах Кьянти и Апулия. После моей первой поездки в Армению в 1997 году, я решил купить участок земли и посадить там виноградники.
С этого момента я ежегодно езжу в Армению. В 2009 году моя семья приехала на год в Армению. Момент был подходящим, я начал участвовать в проекте Karas, что укрепило мою позицию в армянской винной промышленности.
— Армения — экзотическая страна в мире вина. Какие виды местных сортов доступны для виноделов ?
В Армении огромное количество белых сортов. Не знаю послужило ли это последствием или причиной производства бренди*. Одна из причин, по которой до сих пор существует так много сортов, это наверняка тот факт, что они использовались по предназначению, то есть для дистилляции алкоголя. Наиболее известными из всех сортов белого вина являются Воскеат и Хатун Харджи.
Мы также экспериментируем с Чиларом, сортом похожим на Совиньон Блан и Грюнер Вельтлинер. У Чилара присутствует некая копчёность и травистость. Мы очень довольны первыми результатами, полученными из этого сорта. У белых сортов большой потенциал.
На сегодняшний день, Арени является лидером красных вин и главной составляющей винной промышленности Армении. Большинство вин делается из не отборного Арени, виноград можно выращивать методом клонового отбора для придания большой тонкости и структуры.
Арени не хватает цвета если сильно не вмешаться, но то же самое и с Пино Нуар, Санджовезе и Неббиоло. Так, что это не проблема. Хндохни, также известен как Сирени, имеет потенциал и хорошо поддается старению в бочках, скорее всего даже больше, чем Арени. Кахет — ещё один интересный вид красного вина, но из-за слабого урожая, нет достаточного опыта работы.
(*В эпоху СССР, с 1922 по 1991 год, Армения являлась страной, ролью которой было производить бренди.)
— Советские времена оставили большое белое пятно в истории виноделия в Армении. Не могли бы вы поведать нам об истории современного армянского вина, которую можно вольно обозначить пост-советским периодом?
Были приложены некоторые усилия для производства хорошего вина в 90-ых и в начале 2000-ых, но не хватило технологий и гигиены. Может быть и существуют примеры отличного вина советской эпохи, но мне не известно ни об одном. Но уже в 2009 году, появилось 4 или 5 винодельных заводов, которые изменили ход событий.
Среди этих заводов был Armenian Wine Company, который начал использовать современные упаковки и современную технологию для домашнего вина. В 2010 году Karas изменил ход игры так, что он являлся первым современным коммерческим винным заводом, делавшим вино из собранного со своих собственных виноградников урожая.
Karas не имел ничего общего с виноградниками, небрежно посаженными со всякими видами сортов или с неухоженными советскими виноградниками с мертвой, разбросанной повсюду лозой. Многим из первых современных винных заводов, не имеющих собственных виноградников, приходилось сталкиваться с рядом похожих проблем.
— Много виноделов кавказского региона предпочитают выдерживать вино в кавказском дубе. Расскажите нам по подробнее об этой разновидности.
Кавказский дуб интересен, это не европейская разновидность. Речь идет об отдельном виде. Армянский дуб — сухой, долго растет и находится в возвышенных местах. Также, как и в случае европейского дуба, армянский дуб нужно раздроблять на крупицы. Таким образом, в процессе расходуется много дерева. У нас были сильные, но разные впечатления, потому что с дубом обращаются по разному и не так долго выдерживают, как французский дуб.
-Что нужно сделать, чтобы оживить винную промышленность в Армении?
Внутри страны, нам нужно вернуть себе свою культуру виноделия, которую мы потеряли в советскую эпоху. Но её можно легко вернуть благодаря древней культуре виноделия — вино часть наших социальных историй, и национальной в том числе.
На данный момент, мы пытаемся оживить культуру в основном путём дегустаций вина в разных городах. В Ереване открылось примерно 9 винных баров за последние два года. Радует, что почти всегда эти бары забиты клиентами. Это означает, что люди восприимчивы данному тренду и приветствуют возрождение. Огорчает то, что вино является дорогим продуктом в Армении.
Хорошие вина не по карману обычному населению. Мы работаем над высококачественным вином в пакетиках и картонных коробочках для ресторанов, чтобы те обслуживали клиентов принося вино в кувшинах. Необходимо делать армянское столовое вино не хорошего, а отличного качества, без лишних затрат на пробки и стеклянные бутылки. К ним доберёмся в будущем.
Следующая задача на международном уровне — рассказывать о промышленности. Нам надо, чтобы большая группа производителей работала сплочено. Первый большой принятый нами шаг — создание группы Vineyards of Armenia («Виноградники Армении»), бренд, созданный мной для армянских производителей. Группа состоит с самого начала из десяти членов, но мы с радостью примем других производителей в ближайшее время.
Следующим шагом будет выход за пределы страны и распространение информации по всему миру. Участвовать на выставках, как одно целое, крайне важно.
Ещё одной задачей является маркетинг. Мы хотим показать, что Армения является именно одной из стран исторического винодельного мира, а не новой или древней. Как только нам это удастся и мы продолжим делать качественное вино, рынок возьмет свое. Мы стремимся попасть на американский и североевропейский рынки, где есть желание платить за экзотические вина.
Я позитивный человек и я вижу огромный потенциал в будущем армянского вина. Нам очень повезло с хорошими виноградниками. Но чего нам уж не хватает, так это институциональной поддержки. На исследования нет средств.
© Источник: exoticwinetravel.com
© Перевод: armeniangc.com — Артём Aсрян