Давид Оганесян: «Миру нужно показывать что-то свое, что-то интересное»

В нашей регулярной рубрике «10 вопросов виноделу» владелец винодельни Voskevaz Winery Давид Оганесян. О том, как начав продавать молдавское вино в России можно начать производить армянское вино в Армении в нашем материале!

 

Владелец винодельни Voskevaz Winery Давид Оганесян

 

1. О начале

Это, я думаю, совместимость звезд. Нужно было, чтобы я имел этих братьев. Нужно было, чтобы у меня в голове все сложилось. Нужно было, чтобы я поехал в Москву, приехал сюда и остался, чтобы это все было…. направлено силой какой-то.
Я вернулся из Москвы в Армению. А в России я занимался оптовой продажей спиртных напитков. И мы продавали неимоверное количество популярной и невкусной продукции. Помните – «Монастырская изба» была? Уходило вагонами… И в 1997 году, когда я приехал совсем по иному вопросу, мне предложили три винных завода. И я за пару часов решился. Я думал, что если мы умеем продавать такое количество болгарской некачественной продукции, то мы сможем производить и продавать качественную продукцию. И … сказка длилась недолго. До августа 1998 года. Потом дефолт и утром был звонок со словами: «Полковник Кудасов нищий». Мы потеряли всё, что можно было… Пришлось два завода продать. Оставили только «Воскеваз». Начали работать на этом заводе. Надо было выжить после этого удара в 1998 году. Потому что мы после этого еще 2008 пережили. И на сегодняшний день это глубоко уже совсем не тот завод.

2. О заводе

В «Воскевазе» ничего не было. Три здания. Одно здание мы сохранили. А два было стыдно даже показывать людям. Это просто два квадратных строения были. Ни архитектуры…. ничего не было.
Там был приемный пункт, который в год принимал до трех тысяч тонн винограда и сдавал его в головной пункт, который находился в трех километрах от «Воскеваза» и назывался «Ошакан». Это были части советского «Объединения Херес». У меня остался от него только «Воскеваз». Мы не стали менять название. Потому что еще нужно, если у тебя есть сочетание «Воски» и «Ваз» — Золотая лоза?

3. О бизнесе

У меня есть друг, который был главным виноделом у нас. После того как я продал два завода, мы с ним начали отдельную тему производства высококачественных вин. И когда в первый раз в 2005 году на полки ереванских магазинов выставили вино стоимостью 8 000 драм… Как сказать… Оказалось, что место в Армении есть для всех. И для нормальных и для сумасшедших… Мы были в списке тех, кто диктовал: «хорошее вино может и должно стоить дорого». Но для населения, которое покупало водку за 300 — 400 драм – конечно это были бешеные деньги.

4. О первых винах

Процесс производства нескольких вин шел одновременно…это было в 1998 году.
Интересные ощущения, когда ты свою продукцию начинаешь брать в руки, пробовать… да…. Это ведь всё вместе работает – вино, бутылка, дизайн, разработка этикеток… ведь мы это все сами делали. Сидели вместе с дизайнером, решали как все будет..

5. О виноделии

Я сам не винодел. Я то, что я делал единолично — это для внутреннего пользования. Не для продажи. Это создавалось в семье и для друзей. Потому что выходить с этой продукцией на рынок довольно таки опасно. Потому что там миллион нюансов есть, которые нужно соблюдать, прежде чем выводить вино на всеобщее обозрение. Друзьям понравится, они скажут — «вино хорошее», не понравится – скажут что «немножко кисловатое», не знаю, «не крепковато». Это друзья. Можно любую их критику выдержать. А производить в больших количествах – это ответственность.
У нас уже третий винодел работает, можно сказать даже четвертый. Армянин — мой друг Гаруш, итальянец Ренато Лоз, русский Алексей Сапсай и немец Жан Пол Бергер. Честно говоря, мне пока что просто везло при выборе. Даже рискуя, мы получали довольно таки хороший эффект. Когда брали на работу человека, которого не знали. У которого не было большого опыта, к примеру.

6. О любимом вине

Есть вино, у которого такая очень родная история. Она связана с фамилией моей матери. «Нураз» вино называется. От фамилии Нуразян. И во-первых оно всегда получается очень хорошим, а во-вторых очень много теплоты в этом вине. И это не субъективное мнение, потому что я не знаю ни одного члена жюри в итальянской или в испанской или европейской компании. Но они дают серебряные медали этому вину. Или бронзу Decanter, серебро Catavinum, например.
В России сейчас представлены все три линейки и на любого потребителя есть вина. Конечно, стоит попробовать карасные вина, которые производятся в глиняных амфорах и двигаться уже влево или вправо, чтобы составить представление о наших винах.

7. О карасах

Тяжелейшая работа – это работа с карасами. Но ты дотрагиваешься до какого-то слоя твоего прошлого. Это очень сложно передать ощущения, когда ты работаешь с карасами, которым больше ста лет… У меня самый молодой карас 1910 года.
И они рабочие эти карасы, в них мы готовим вина. Самый старенький среди них – это 1897 год. Но он немножко поврежденный. Он будет просто для истории сохраняться.
Нержавейки появились, когда понадобилось готовить огромное количества вина. В нержавейке проще следить за вином и меньше проблем возникает. Карас – это дышащий предмет и это наша история. Это сложнее, процент возникновения проблем выше, но результат того стоит. Нержавейка ваша, которую сейчас все так любят, она просто емкость, она не дышит.
Начало карасной линейки было во времена винодела Алексея Сапсая. Я ему сказал, что нужно сделать вина в карасе и посмотреть как они себя ведут. Первое вино, которое мы получили – это была первая золотая медаль в Армении с международной выставки Mundus Vini. За вино, которое было изготовлено из автохтонного винограда, было ферментировано в армянском карасе, было выдержано в армянском дубе. Вся направленность была армянская. Вино «Арени Нуар Караси».

8. О винограде.

Среди любимых, которые мы пробовали и получили положительный результат… однозначно Воскеат. Здесь конечно нет никаких тем для дальнейшего обсуждения данного сорта. Так как это древний автохтон. У него такой огромнейший потенциал, что мы в ближайшие годы еще долго не будем понимать, насколько велик этот потенциал. Арени – бесподобный сорт. Кахет отличнейший сорт, Кангун… Ахтанак тоже у нас есть. Он становится популярным, потому что очень много вин получается через бленд с Ахтанаком. Мы сделали чистый Ахтанак в карасе, не помню в прошлом кажется году… И он в Испании получил золото. Так что у него тоже потенциал очень высокий.

9. О вине

О! Это… вино стало очень дорогим для меня продуктом. Продуктом, который дает тебе возможность удивительно приятно… сражаться с нашей жизнью. Мы выбрали тему, которой …. хотим показать возможности и интерпретации возможностей.
Ты заходишь со своим продуктом в какой-то мир, где ты не можешь не сражаться на равных. Но ты должен воевать. А война заключается в подходе твоем к получению данного продукта. То как ты себе это представляешь. Например. Все создают вина. Чем ты отличаешься от остальных? Чем ты лучше кого-то… лучше людей, у которых 200-300 лет только потомственное виноделие…?! И вдруг ты попал в этот мир и хочешь всем сказать: «А вы знаете с кем вы встретились?». Ты своим продуктом пока только можешь сказать одно слово. Которое в дальнейшем будет настолько громко звучать, что мой сын или внук, они смогут уже предложение целое составить из этих слов…

10. О будущем

Армения не может производить миллиарды бутылок каких-то непонятных вин. У армянского виноделия должна быть своя фишка, то чем ты будешь отличаться на рынке. Мое мнение, что нашим главным отличием должны стать сорта винограда. Я не знаю в мире еще территорий, где можно найти, например, те же сорта Воскеат, Кахет или Арени. Но везде ты можешь найти Каберне Совиньон, Мерло, Шардоне, Мальбек… Ты чем-то должен отличаться от остальных и вот оно – твои сорта. Когда здесь начинают сажать филоксеро-устойчивые подвои и на них начинают свой бизнес основывать, я не думаю что это правильно. Я не думаю, что можно достичь большого всплеска виноделия, используя европейский сорта винограда. Мы можем превратиться в какую-то стандартную страну, в которой будут производить стандартные вина. Ничем не отличаться, не иметь своих достойных сортов, которые как у нас растут на собственных корнях. Ведь вся Европа была уничтожена 100 с лишним лет назад этой филоксерой. Миру нужно показывать что-то свое, что-то интересное.

ООО НВК (НОВАЯ ВИННАЯ КОМПАНИЯ)

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close