Оваким Сагателян: «Вино – это продукт жизнедеятельности человека»

В нашей рубрике «10 вопросов виноделу» — историк, философ, предприниматель, директор и один из троих создателей бренда «Trinity Canyon Vineyards» Оваким Сагателян. Об особой философии бренда – в нашем интервью.

Оваким Сагателян

1. О вине

У меня было 16 разных специальностей, работал в разных отраслях, бизнесах, в разных странах. Вино пришло после всего этого. Почему вино? Потому что это один из квинтэссенциальных продуктов жизнедеятельности человека, занимаясь которым ты приближаешься к пониманию своей миссии, а более образно — роли человека на сцене прекрасной планеты Земля. И вообще жить ‘’овиненным’’, читай вдохновленным (????????), предпочтительнее прагматического серьезного времяпровождения в нашей суетной повседневности. 

2. О начале

Лет 10-11 назад, когда мы начинали, было трудно найти достойное армянское вино, которому можно было доверять, чтобы было перманентное качество. Так мы и начали. И было две задачи. Получить армянское вино хорошего качества для нас, друзей и наших гостей. И определить, что такое армянское вино. Понять роль человека в этом мистериальном процессе. Если к этому добавить что Армянское нагорье — историческая родина окультуренного винограда, а древнейшая в мире винодельня всего в 2 милях от твоей винодельни, то все становится намного интереснее. 
Мы годами стараемся научиться работать с виноградом так, как это делали наши предки тысячелетиями. Понять предыдущий опыт Европы, которая в годы нашего геополитического винного ‘’простоя’’ сделала рывок в виноделии. Чтобы дойдя до точки ‘’зеро’’, продвигаться дальше, чтобы создать оазис честного, грамотного виноделия среди постсоветских и новых индустриальных виноградников и виноделен с сугубо прагматическим бизнес-подходом.

3. О первом вине

Первое наше вино из собственного винограда сорта Арени с первого ? гектара, находящегося в деревне Ахавнадзор региона Вайоц Дзор, приобретенного нашим рестораном The Club, мы попробовали в 2011 году, это был урожай 2010 года. У нас на ужине, в гостях был известный сомелье из Франции. Мы, как положено, принесли плевательницу для дегустации, всё подготовили. После перого же глотка он сказал: «Уберите плевательницу, мы сегодня будем пить только это вино». И тогда мы поняли, что мы на правильном пути и до сих пор мы каждый год вертикально дегустируем наши вина начиная с вина урожая 2010 года. 

4. О поиске

Вина передают настрой с каким они делалось и для чего. Не надо быть большим специалистом, чтобы распознать в вине, например, превалирующий сейчас в мире бизнес- или индустриальный подход, в рамках которого вина превращаются в некую аморфную ‘’правильную кока-колу’’ для среднестатического гражданина с массой разных искусственных и натуральных добавок к базовым компонентам вина. В настоящих, честных винах ты чувствуешь птиц, поющих в винограднике, молчаливые звезды, наблюдающие за нами, радость человека, танцующего в предрассветном винограднике, его слезы, когда болел виноград, или пот его тела, которым он хотел защитить виноград от града… или, другими словами, человека, который становился лучше, общаясь с великой алхимией всего процесса изготовления вина от лозы до бутылки. 

5. О решениях

Решение о том, какое вино удачное, а какое нет, конечно, принимает семья-команда. Однажды общался со специалистом, с одним из ведущих сомелье Европы, который себя позиционирует как духовный сомелье. И они с женой попробовали наши вина и расплакались. Для них это был очень эмоциональный момент. Мне не нужно было специальной профессиональной оценки, так было подтверждено, что это хорошее вино и что это не наша субьективная оценка. А вообще, так как вино это живой напиток, важно, конечно, и с кем пить, и с чем пить. Вина добавляют радость в твою жизнь, флирт, медитацию, грусть. Надо научиться пить вино. Лично мне по этой же причине не нравятся конкурсы вина, где винные професионалы, дегустируя в день десятки, а порой сотни вин, дают какие-то оценки. Для меня это как послать своего ребенка на комплексную оценку чужих людей. Завоевав пару золотых и серебряную медаль, с 2015 года мы не участвуем в конкурсах. Сейчас я более чем уверен, что Армения вообще не должна стремиться экспортировать вино и тратить деньги на международные выставки. Мы должны обтесывать наше вино, наш алхимический камень, и оно не залежится на полках магазинов. И при таком подходе в следующие 10 лет у дверей наших виноделен выстроится очередь импортеров. При этом надо иметь в виду, что в Армении в ближайшие годы, да и в будущем, не будет столько винограда, чтобы удовлетворить потребности Армении и мира в качественном, духовном армянском вине. 

6. Об экспериментах. 

Вот, у нас сейчас есть вино. Наверное, мы первые в Армении его сделали. Это, как мы говорим, «Сате гини» или оранжевое, или янтарное вино. Это белое вино, сделанное по технологии красного вина. О нем писал Амирдовлат Амасиаци (прим. ред.: армянский учёный, естествоиспытатель и врач XV века, автор многочисленных обширных трудов по медицине). Он писал о ‘’желтом’’ (оранжевом) вине очень много хорошего. Вот мы пытаемся сейчас понять, сможем ли мы сделать это вино с целебными свойствами, каким его описывал Амирдовлат. А может, сможем сделать и лучше, чем он описывал. Все же мы новые люди и у нас новый подход. Это будет наша третья попытка. И этот вариант мы, наверное, выставим на суд более широкой общественности. 
Вообще, осенью этого года ожидаются вина, являющиеся результатом нашей жизнедеятельности в 2018-2019 годах. То есть, прожитая нами жизнь будет рефлектироваться в винах. Будет много новых вин, натуральных вин сделанных без дрожжей, без сульфитов. Это будут вина, которые сделаны из знакомых сортов, но подход будет другой. Например, у нас есть экспериментальная серия, в которой есть бленд Арени и Шардоне. Это будет белое вино, работа над ним еще в процессе. Ряд наших вин вообще не повторяются ни у нас, ни в мировом масштабе. Например бленда Арени и Сира, выращенных в Вайоц Дзоре, на собственных корнях, нету нигде больше. Не потому что никто не может это повторить, а потому что в мире такого эксперимента нет на сегодня.

7. О винах

У нас нет стандартной линейки. У нас есть ярлыки. Но под этими ярлыками каждый год разные вина. Они каждый год чуть-чуть отличаются. Потому что была другая погода, были люди в определенном настроении. Были технологические задачи. Поэтому что получилось то и получилось. Например, конкретно 2018 год был очень хорошим годом во всем мире и в Вайоц Дзоре в частности. Мы не экспериментировали в этом году с новыми сортами, но пытались понять особенности сортов, делая определенные типы ферментации: используя современные сосуды или карасы. Карасы вообще неизведанная технология. Кстати винодел – это не сапожник. У сапожника есть второй шанс: он может разорвать швы и сшить заново. У винодела есть всего одна попытка в год. Например, наш консультант, Жан Люк Изнард, органический винодел из Мазана, Франции, говорил: «Я вам дарю 20 лет моей работы, а в этих годах было 20 урожаев, 20 шансов сделать вино». А мы полушутя, полусерьезно говорим: «А у нас тут 6100 лет урожаев». И это в нас генетически сидит. Генетика, независимость страны, новый армянский человек и божья милость — это составляющие удивительного феномена ренессанса армянского виноделия.

8. О бренде 

«Тринити» – это команда. Наша концепция: «Вино – это продукт жизнедеятельности человека, причем один из важнейших продуктов». И то, каким оно получается, зависит от ряда внешних факторов среды, но, в первую очередь, зависит от команды. Какая у неё философия, как члены команды просыпаются по утрам, как они проводят день, чиста ли у них совесть, любят ли то что они делают или это просто источник заработка и т.д. и т.п. Вот, например, вы знаете, что существует масса рецептов. Но по одному и тому же рецепту готовят десять разных поваров или хозяек и получается десять разных блюд. Так и с вином. Наше вино получается таким, какие мы есть. То, что у вас в сердце, то и остается под пробкой. Роль человека, на мой взгляд, однозначно самая главная в класическом понятии теруара и виноделии в общем.

9. О философии

Наша философия – это делать честное вино. То есть, мы не продаем пробки, красивые этикетки, бутылки, коробки. Мы не продаем добавленные танины, окисляющие вещества, искуственные красители, сахар и всякие добавки. Мы продаем чистый виноградный ферментированный сок — вино. Которое, благодаря своим качествам, исторически заняло одно из важнейших мест в религии, в культуре, и у армян, и в мире. Менялись религии, менялся подход людей, но вино оставалось. И оно всегда присутствовало при самых важных ритуалах, то есть, когда люди общались с Богом – там всегда каким то хитрым образом присутствовало вино. 

10. О будущем

Я не пророк, я не могу видеть то, что будет в будущем. Хотя прогнозы для нашей планеты неутешительные… Касательно нас, конечно, мое желание в том, чтобы увеличить количество экологически чистых виноградников и их, с проверенным опытым виноделия и качествами человека окультуренного вином, передать тем, кто будет в состоянии этот процесс продолжить, и чтобы это продолжалось и не прерывалось хотя бы тысячу лет… ?…

ООО НВК (НОВАЯ ВИННАЯ КОМПАНИЯ)

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close