Techcrunch: «Армения и технология диаспоры»

  • IT
  • 13.10.2019

В нынешнем мире маленьким странам совсем не легко. Всем известно, что будущее кроется в развитии технологии, но как можно быть частью этого самого будущего, когда вам надо конкурировать с Америкой, Китаем, ЕС и Индией?

Каким образом вы намерены выстраивать процветающую экосистему богатства и образования, основанных на технологиях, каким образом вам удастся стоять у истоков успешных международных компаний, выходцы которых будут создавать и инвестировать в быстроразвивающиеся стартапы, когда вы одновременно сталкиваетесь с такими грозами, как небольшое население, ограниченный капитал и потенциальная утечка мозгов? Даже таким богатым и успешным странам, как моя родина, Канада, часто приходится бороться с этим.

wcit hq 2

Итак, представьте себе, как это происходит, скажем, с Арменией, из которой я пишу: бывшая советская республика, сегодня  крошечная трехмиллионная страна, зажатая между недружелюбными соседями в горах Кавказа. Я нахожусь здесь, потому что правительство Армении, естественно за свой счёт (*), проводит одну из, казалось бы, бесчисленных крупных ИТ конференций мирового масштаба. На этот раз речь идёт о Всемирном Конгрессе Информационных Технологий. Делается это предположительно в надежде привлечь международное внимание и инвестиции в технологический сектор Армении.

Как бы странно не звучало, но Армения именует себя «Силиконовой долиной бывшего Советского Союза», а её сфера ИТ смогла достаточно успешно проявить себя сыграв заметную роль в прошлогодней «бархатной революции». Несмотря на это, речь все ещё идёт о стране с трёх миллионным населением в относительно тёмном уголке мира. Однако, у Армении есть удивительное секретное оружие: её диаспора.

В результате неспокойных исторических событий 20-го века, происходящих на своей родине, сегодня по всему миру живёт гораздо больше армян, чем в самой Армении, в том числе, как известно, в Лос-Анджелесе, где армянское население насчитывается сотнями тысяч. Речь идёт об «одной из самых больших и сложных диаспор в мире». Очевидно, что существует культурный дрейф, но в то же время я неоднократно убеждаюсь, что редко встретить армянина, у которого нет близкого друга или родственника в Лос-Анджелесе и/или в Москве.

Такая необычно крупная и обширная диаспоральная сеть очень эффективна. Она приводит, иногда прямо, часто косвенно, к американским клиентам, немецким университетам и российским партнёрам, к международным связям с венчурными капиталистами и стартап-инкубаторами, к притоку, а также оттоку умов. Таким образом, Армения — не просто страна с тремя миллионами населения, не имеющая выхода к морю, но бьющееся культурное сердце в 10 миллионов человек, непреднамеренно стратегически разбросанное по всему земному шару — а это уже гораздо более сильная позиция.

Я уже говорил, что по мере того, как технологии сокращают и укрепляют связи между распределёнными сообществами, они становятся более значимыми в культурном, финансовом и, в конечном итоге, политическом отношениях. Армянская диаспора является почти естественным экспериментом, который проверит на прочность эту теорию.

Данный естественный эксперимент проверит, поможет ли это секретное оружие Армении оказывать несопоставимое по своим размерам влияние в сферах технологий, туризма и в других областях, где усиливается диаспора. Если это произойдет, а я убеждён в этом, то будет особенно интересно посмотреть, какие другие распределенные сообщества последуют за армянской диаспорой… и будут ли они вообще связаны с каким-либо национальным государством.

(*) Включая оплату расходов на поездку вашего корреспондента. Соответственно полностью отвечаю за невольную предвзятость.

Джон Эванс — techcrunch.com

Перевод: Артем Асрян — armeniangc.com

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close