Нубар Афеян, иммигрант из Ливана, является соучредителем и председателем Moderna, компании, создавшей одну из самых многообещающих потенциальных вакцин против COVID-19.
Нубар Афеян любит баскетбол. Он болеет за Boston Celtics, команду, которую он поддерживал еще до поступления в Массачусетский технологический институт в Бостоне (ему также нравятся Patriots и Red Sox). Он любит также играть в баскетбол, но ему пришлось сделать паузу во время пандемии.
В последнее время у Афеяна мало свободного времени. Это потому, что он соучредитель и председатель Moderna, биотехнологической фирмы, которая произвела вакцину, эффективность которой против вируса составила 94,5%.
COVID-19 привлек внимание генерального директора Moderna Стефана Банселя в январе, еще до того, как пандемия поразила США. Moderna приступила к работе и к 24 февраля отправила первые партии своей вакцины Национальным институтам здравоохранения.
В четверг, 17 декабря, экспертная группа FDA одобрила вакцину, а в пятницу она была официально одобрена. Распространение по всей стране началось на выходных.
Афеян, армянин, родился в Ливане и переехал с семьей в Канаду в возврасте 13 лет, во время гражданской войны в Ливане
Хотя он вырос в Ливане, а затем в Канаде, армянское происхождение Афеяна — и проживание в армянских общинах — было важной частью его жизни. На протяжении всей своей карьеры он сосредоточился как на предпринимательских, так и на благотворительных инвестициях в Армении.
Он сказал, что видит свою благотворительность как «выплату различных долгов, которые он чувствовал перед армянами за помощь после геноцида и преодолении множества других трудностей».
Дед Афеяна пережил Геноцид армян, в результате которого 1,5 миллиона армян погибли в последние дни Османской империи. Афеян писал в The New York Times о продолжающемся насилии в отношении армян во время пандемии коронавируса.
Афеян окончил среднюю школу Лойолы в Монреале, Канада в 1978 году и поступил в Университет Макгилла, в котором получил степень бакалавра наук в области химической инженерии в 1983 году.
Затем Афеян поступил в Массачусетский технологический институт, чтобы получить докторскую степень в области биохимической инженерии; в то время это было единственное учебное заведение, предлагающее докторскую программу. «Поле изобреталось», пока Афеян и его однокурсники делали свою работу, сказал он.
«Было непонятно, чем на самом деле занимался инженер-биохимик, когда мы были там», — говорит он.
Затем, в 1985 году, у Афеяна произошла революционная встреча. Его послали представлять Массачусетский технологический институт на собрании Национального научного фонда в Вашингтоне, округ Колумбия, и за обедом он завязал разговор с одним из присутствующих. Он рассказал Афеяну, как основал компанию, которая «производила инструменты для нового поколения инженеров».
«Я сидел и слушал эту мысль:« Ну, знаете, я собираюсь стать инженером нового поколения », — сказал Афеян.
Позже в беседе Афеян узнал, что его товарищем по обеду был Дэвид Паккард — соучредитель Hewlett-Packard. В тот день он провел «кучу времени» с Паккардом, изучая, что такое создание компании.
Вернувшись в Массачусетский технологический институт из Вашингтона, Афеян был полон решимости узнать все, что мог, о создании компании. Он начал посещать школу менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.
Афеян сказал, что в то время он был «незнакомцем» в школе Слоуна при Массачусетском технологическом институте. «Я не учился на MBA. Я просто пытался понять, что такое инновации, что такое менеджмент».
Сейчас он старший преподаватель в школе Слоуна, где преподает с 2000 года.
Афеян основал свою первую компанию Perseptive Biosystems в возрасте 24 лет.
Он сказал, что встретился со своим первым потенциальным инвестором всего через день или около того после «Черного понедельника», исторического краха фондового рынка 1987 года.
«Оглядываясь назад, я могу сказать, что это был удачный момент, потому что после этого практически прекратилась любая стартап-деятельность, а я продолжал настаивать, потому что пытался понять, смогу ли я основать компанию», — сказал Афеян.
Он сказал, что у него есть начальный капитал на сумму около 300 000 долларов для запуска компании. В 1989 году Perseptive Biosystems «в конце концов привлекла венчурный капитал».
Perseptive вышла на фондовый рынок в 1992 году; в 1998 году она была приобретена Perkin-Elmer Corporation.
«За 10 лет пути до 1997 года я, вероятно, сделал все возможные ошибки», — сказал Афеян. Но когда ему было около 29 лет, компания вышла на фондовый рынок, что дало ему возможность рано узнать о «грязном, бурном» мире стартапов.
В 2000 году Афеян основал компанию-инкубатор Flagship Pioneering. Штаб-квартира компании находится в Кембридже, Массачусетс.
Афеян сказал, что предприниматели известны тем, что переходят от одного дела к другому (а затем и к следующему).
«Я не хотел расставаться с первым делом, потому что это был отличный опыт обучения», — сказал он.
Вместо этого он придумал свой собственный ответ серийному предпринимательству: «параллельное предпринимательство». Вместо того, чтобы основывать компанию и двигаться дальше, он помогал основывать компании и продолжал работать с ними. В 2000 году для этого была создана компания Flagship Pioneering.
В настоящее время Flagship помог запустить 41 компанию с общей стоимостью более 34 миллиардов долларов.
Moderna, ссозданная в 2010 году, на данный момент может быть самой известной компанией Flagship.
Когда Афеян начал изучать идею биотехнологии информационной матричной рибонуклеиновой кислоты (мРНК) в 2010 году, некоторые исследования мРНК рассматривали ее «как потенциальный способ трансформации клеток».
Афеян разыскал своего друга и коллегу Боба Лангера (который позже стал одним из первых инвесторов Moderna). Он задал Лангеру ключевой вопрос: «Вместо того, чтобы проводить эти эксперименты со стволовыми клетками и использовать их в лабораторных условиях, что, если бы мы могли подумать о том, как мы могли бы использовать пациента в качестве биореактора для их собственного лекарства?»
Он сказал, что в то время они не знали, может ли мРНК попасть в клетки животных или людей, или могут ли они вызвать иммунную реакцию (предупреждение о спойлере: они могут).
«Ни одна из этих работ никогда не выполнялась. Именно по принципу мРНК и работает Flagship Pioneering».
В 2018 году Moderna провела крупнейшее IPO в истории биотехнологий.
В 2018 компания оценивалась в 7,5 млрд долларов. Афеян владеет более 2,1 млн акций.
Легендарная американская кантри певица Долли Партон пожертвовала 1 миллион долларов на исследования, лежащие в основе вакцины Moderna, благодаря чему компания и её вакцина попали в новостные заголовки еще в апреле
В апреле Партон объявила, что пожертвовала 1 миллион долларов на исследование коронавируса в Университете Вандербильта; это исследование было частью усилий по созданию вакцины Moderna. Фонд Долли Партон связаный с изучением COVID-19 был внесен в список спонсоров в отчете Медицинского журнала Новой Англии о вакцине против коронавируса Moderna.
«Когда я рос, я действительно слушал ее музыку, и там было несколько незабываемых песен», — сказал Афеян.
Он похвалил ее публичное пожертвование как за его размер, так и за то, что оно создало осведомленность.
«Я думаю, что это потрясающе. Это великий акт щедрости и предоставления ресурсов для того, что в остальном является одним из важных проектов нашего времени».
Его любимая партоновская песня? Классическая «от 9 до 5».
Источник: www.businessinsider.com
Перевод: Armenian Global Community — Ася Алексанян