Газовая сделка Азербайджана с Россией вызывает неудобные вопросы для Европы

Разрекламированная сделка между Баку и Брюсселем должна была отучить Европу от российского газа. Но разве Азербайджан сейчас не импортирует газ из России, чтобы выполнить свои обязательства перед Европой? 

Платформа на азербайджанском месторождении Шах-Дениз (фото: British Petroleum)

Азербайджан начал импортировать газ из России в рамках сделки, которая должна позволить Баку удовлетворить свои внутренние потребности, но которая вызывает серьезные вопросы в связи с его недавним соглашением об увеличении экспорта в Европу.

18 ноября российский государственный производитель и экспортер газа «Газпром» объявил, что 15 ноября начал поставки газа азербайджанской государственной газовой компании SOCAR и до марта 2023 года поставит в общей сложности до миллиарда кубометров.

Ни министерство энергетики Азербайджана, ни SOCAR не ответили на вопросы Eurasianet.org о подтверждении соглашения, подробности которого остаются неясными.

В заявлении азербайджанскому информационному агентству АПА SOCAR сообщила, что давно сотрудничает с «Газпромом» и что две компании «пытаются оптимизировать свою инфраструктуру, организовав взаимный обмен потоками газа».

Сделка была подписана незадолго до периода пикового спроса в середине зимы, поскольку Азербайджан будет стремиться поддерживать поставки своим внутренним потребителям газа, одновременно выполняя свои экспортные обязательства перед Грузией и Турцией, а также недавно расширив свою торговлю с Европой.

Экспорт в Европу по Южному газовому коридору должен был достичь в этом году 10 миллиардов кубометров, но в соответствии с новым меморандумом о взаимопонимании с Европейским союзом, подписанным в июле, Баку согласился увеличить экспорт до 12 миллиардов кубометров.

Это увеличение должно было помочь Брюсселю компенсировать потерю поставок российского газа, которые были сокращены Москвой в ответ на санкции ЕС, введенные после вторжения России в Украину.

Хотя сделка широко рекламировалась как в Брюсселе, так и в Баку, никогда не было ясно, откуда именно будет поступать дополнительный газ.

Проблемы с обязательством возникли еще в сентябре, когда министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов объявил, что в этом году Азербайджан будет экспортировать в Европу только 11,5 млрд кубометров газа, не дав ни малейшего намека на то, почему экспортная цель сократилась.

Даже откуда возьмется этот более скромный дополнительный объем, остается неясным.

Источник, близкий к консорциуму, владеющему гигантским газовым месторождением Шах-Дениз в Азербайджане, которое в настоящее время поставляет весь газ, экспортируемый Азербайджаном, подтвердил Eurasianet.org, что никаких новых экспортных контрактов заключено не было, и в настоящее время с месторождения заключены контракты только на поставку 10 миллиардов кубометров газа, предварительно согласованного.

Новость о том, что Азербайджан этой зимой будет импортировать газ из России, свидетельствует о том, что Баку намерен использовать российский газ для снабжения своего внутреннего рынка, чтобы высвободить газ и выполнить свои обязательства перед Брюсселем.

Санкции, введенные Евросоюзом против России, не распространяются на Азербайджан, который по-прежнему может импортировать столько российского газа, сколько захочет.

Но новая сделка противоречит политическому замыслу июльского соглашения, которое было согласовано специально для увеличения объемов азербайджанского газа, поступающего в Европу, чтобы помочь ЕС снизить свою зависимость от российского газа.

Долгосрочные последствия

Тот факт, что часть этого импорта из Азербайджана облегчается с помощью Москвы, говорит о том, что усилия Брюсселя по диверсификации могут оказаться напрасными, и не только в краткосрочной перспективе.

В соответствии с соглашением, подписанным в июле, Баку также согласился удвоить экспорт по Южному газовому коридору до 20 миллиардов кубометров в год к 2027 году — максимуму, который может нести существующая трубопроводная сеть.

Это увеличение будет дорогостоящим, и для его реализации потребуется время, требующее как добавления новых компрессоров к существующим трубопроводам, так и огромных инвестиций в газовые месторождения Азербайджана для производства необходимого газа.

Пока еще не принято решение по инвестированию в расширение трех трубопроводов, образующих Южный газовый коридор, по которому азербайджанский газ транспортируется в Европу, но остается вопрос, откуда будут поступать дополнительные 10 миллиардов кубометров газа в год.

Ранее в этом году BP подтвердила, что гигантское газовое месторождение Шах-Дениз, которым она управляет, не в состоянии обеспечить все необходимые дополнительные 10 миллиардов кубометров.

В Азербайджане есть еще несколько небольших газовых месторождений, но добычи на них, как ожидается, будет недостаточно для выполнения обязательств Баку перед Брюсселем, что повышает вероятность того, что газ придется закупать в других странах региона.

Это возродило давние надежды на то, что Азербайджан сможет осуществлять транзит газа от своего соседа по Каспию, Туркменистана, который может похвастаться шестыми по величине запасами газа на планете.

Отношения между Баку и Ашхабадом значительно улучшились за последние годы, кульминацией чего стало новаторское трехстороннее соглашение об обмене газом с Ираном в декабре 2021 года, в соответствии с которым Туркменистан обязался поставлять от 1,5 до 2 миллиардов кубометров газа в год на северо-восток Ирана и такое же количество газа будет поставляться из северо-западного Ирана в Азербайджан.

Широко приветствуемое как редкий и замечательный пример регионального сотрудничества, это соглашение рассматривалось как возможный краткосрочный источник дополнительного газа для Европы.

Однако текущий статус сделки не ясен. Неожиданная потребность Азербайджана в импорте российского газа вызывает подозрение, что это соглашение могло противоречить ухудшению отношений между Баку и Тегераном.

Существуют и другие варианты доставки туркменского газа в Европу; В июле официальные лица Турции подтвердили, что Анкара рассматривает три варианта транзита туркменского газа, поставляемого из Азербайджана по Южному газовому коридору в Европу.

Считается, что одним из таких вариантов является поддерживаемый США проект по транспортировке газа, который в настоящее время сжигается на факелах некоторых каспийских нефтяных месторождений Туркменистана, на сушу, откуда его можно было бы экспортировать.

Но в отсутствие новостей о каком-либо прогрессе по любому из возможных вариантов растет вероятность того, что – как и его обязательство поставить 12 миллиардов кубометров газа в Европу в этом году – Азербайджан также может быть не в состоянии выполнить свое обещание удвоить экспорт в Европу до 20 миллиардов кубометров к 2027 году.

Источник: eurasianet.org, Дэвид О’Бирн — журналист из Стамбула, освещающий вопросы энергетики.

Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close