Путинский «альянс времен холодной войны» встретил холодный прием в Армении

Саммит бывших советских республик должен был продемонстрировать мощь Москвы. Вместо этого он показал, что региональное влияние Кремля рушится.

Президент России Владимир Путин обменивается рукопожатием с премьер-министром Армении Николом Пашиняном | Карен Минасян/AFP, Getty Images

Небольшая группа демонстрантов выстроилась вдоль дороги из аэропорта в среду днем, чтобы отпраздновать прибытие президента России Владимира Путина в Армению. «Добро пожаловать, — гласил плакат, висевший над барьерами, — мы будем вместе навсегда».

По всему Еревану, на центральной площади столицы, сообщение было совсем другим. «Мы хотим выйти из тени России», — кричала 47-летняя офисная работница Лилит, ее голос почти заглушал активист с мегафоном. «Мир делится, и наше будущее должно быть с Западом, а не с диктаторами».

Она была одной из сотен человек, пришедших протестовать против редкой поездки Путина за границу на решающий саммит с лидерами полдюжины бывших советских республик, входящих в возглавляемую Москвой Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как и Россия, военный пакт в принципе связывает Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Таджикистан соглашением о взаимной обороне, которое заменило собой общую Красную Армию СССР.

В последние месяцы стали появляться трещины.

«Мы видим проблемы в работе ОДКБ, — сказал Путин своим партнерам в защищенном конференц-центре в Ереване, — но все же очевидно, что она помогает защищать национальные интересы, суверенитет и независимость наших стран».

Не все видят это одинаково. «ОДКБ — это способ России сохранить свою сферу влияния в бывшем Советском Союзе», — сказала Наташа Курт, старший преподаватель кафедры международного мира и безопасности Королевского колледжа Лондона. «Но на самом деле это бумажный тигр — он просто не подходит для этой цели. В прошлом было показано, что он не готов вмешиваться, когда его члены призывают к поддержке, и коллеги Путина глубоко обеспокоены плохой работой его вооруженных сил в Украине, когда они ранее полагались на Москву как на гаранта своей безопасности».

Премьер-министр Армении Никол Пашинян с президентом России Владимиром Путиным на саммите ОДКБ | Владимир Смирнов/Кремлевский пул/Sputnik/EPA-EFE

Для хозяев саммита в среду эта проблема слишком хорошо известна. В сентябре премьер-министр Армении Никол Пашинян официально обратился к ОДКБ с просьбой вмешаться после того, как города и села по всей стране подверглись бомбардировкам из-за границы с соседним Азербайджаном. Однако, уже будучи вынужденным вовлекать призывников для помощи в ведении все более катастрофической войны на Украине, Кремль, похоже, не смог или не захотел довести дело до конца, согласившись вместо этого направить к границе контингент наблюдателей. После этого решения на улицы Еревана вышли протестующие, призывающие к выходу Армении из блока.

Точно так же единство организации было проверено кровавым пограничным конфликтом между Таджикистаном и Кыргызстаном в сентябре, в результате которого погибло более 140 солдат. После перестрелок Кыргызстан отказался от военных учений под названием «Нерушимое братство», которые были запланированы на следующий месяц.

В то же время белорусский лидер Александр Лукашенко согласился на просьбы Кремля об использовании его страны в качестве плацдарма для ракетных и наземных ударов по Украине, но пока избегает ввода собственных сил в так называемую спецоперацию. В среду, однако, он признал, что будущее ОДКБ зависит от успеха войны России, при этом по-прежнему обязуясь мало что делать, чтобы помочь ей в этом.

Между тем, после того как в начале этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев публично осудил Путина, отказавшись признать суверенитет России над Донбассом, государственные СМИ Москвы обрушили на его страну такой же гнев, как и на Киев. «Казахстан — следующая проблема, потому что там могут начаться те же нацистские процессы, что и в Украине», — предупредил на этой неделе комментатор российского Первого канала Дмитрий Дробницкий.

Сидя рядом со своими коллегами на саммите, Путин стремился достичь консенсуса по бесспорным вопросам, таким как Афганистан, предлагая помощь в оснащении государств ОДКБ современным оружием. «Уважаемые коллеги, — добавил он, — информацию по Украине я представлю отдельно».

«Для Путина холодная война — противостояние России с «имперским» Западом — явно влияет на его мышление, и он рассматривает государства ОДКБ как младших братьев в той же борьбе, объединенных общей историей», — сказал Сергей Радченко, историк школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса. «Но сейчас отношения совершенно другие. Советский Союз мог командовать своими союзниками — Путин не может никому приказывать, он должен ухаживать за своими партнерами и надеяться, что они либо поддержат его, либо будут держаться в стороне с некоторым благожелательным нейтралитетом».

Отвлеченный войной на Украине и не сумев удержать даже своих ближайших союзников, Кремль мог надеяться на небольшую конкретную поддержку на саммите в среду. Многим местным жителям, даже тем, кто родился в славные дни Советского Союза, который Путин жаждет воссоздать, идея о том, что он возглавляет коалицию против западной агрессии, просто не соответствует действительности.

«Путин — персона нон грата, — сказал 64-летний Вартес, присоединившийся к толпе в Ереване. «Армения независима. Мы избрали собственное правительство. У нас нет ничего общего с этой группой недемократических государств».

Источник: Габриэль Гэвин, politico.eu

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close