Когда вино становится решающим компонентом культурной идентичности

На протяжении всей истории и даже сейчас в политически нестабильных регионах автократы стремятся контролировать вино. Для многих же людей вино стоит того чтобы его защищать.

Для большинства людей вино — это товар на полке, угощение, когда находишься в подходящем настроении. Для компаний масс-маркета вино может быть равносильно карандашам или бумажным полотенцам — товарам для перемещения. Но для серьезных производителей и поклонников вино имеет гораздо более глубокое значение, затрагивающее почти самую суть человеческого существования.

Среди тех, кто понимает этот взгляд на вино, есть автократы и потенциальные диктаторы. На протяжении всей истории автократы стремились подавлять культурные проявления, отклоняющиеся от партийной линии, будь то книги, фильмы, музыка, религия или вино. Это не менее правильно и в наше время.

В течение прошлого века диктаторские правительства регулярно пытались уничтожить производство вина, если это соответствовало их потребностям. Они изгибали и формировали традиции, чтобы они соответствовали их собственным желаниям. Они также считали вино желанным товаром, присваивая себе огромные суммы, как это делали нацисты во Франции во время Второй мировой войны.

Советский Союз постоянно стремился преобразовать местные обычаи виноделия входящих в его состав республик, препятствуя, например, культуре виноделия Грузии и вместо этого создавая огромные государственные виноградники, которые могли поставлять огромное количество вина на российский рынок.

Точно так же в регионе Алентежу на юго-востоке Португалии традиция изготовления вина в глиняных тальях, сосудах, похожих на амфоры, в значительной степени исчезла в середине 20 века, когда диктатура Антониу де Оливейра Салазара подтолкнула страну к централизованному производству вина.

В Испании при Франко региональные методы отмерли, поскольку правительство направило вино на массовое производство. Виноделов поощряли покидать сельскую местность для работы на фабриках в городах, отказываясь от виноградников и других сельскохозяйственных занятий.

По мере того, как каждая из этих стран становилась более демократичной за последние несколько десятилетий, местные винные культуры возрождались. Разнообразные вина Испании, Португалии и Грузии сегодня являются одними из самых интересных и захватывающих в мире.

Я больше думал об этой истории, потому что она продолжается и по сей день в Украине, в Армении и в Иране.

В конце февраля я посетил Vines and Threads, мероприятие в Провиденсе, штат Род-Айленд, призванное привлечь внимание к тому, как вторжение России в Украину угрожает ее самобытной культуре. Мероприятие включало обсуждения и презентации моды и стиля, музыки, еды и вина, в том числе дегустацию игристых вин компании Artwinery, которая считается крупнейшим производителем игристых вин в Восточной Европе.

Artwinery находится в Бахмуте, который был центром интенсивных боев на востоке Украины. Первоначально он был построен в сталинскую эпоху, когда Украина была частью Советского Союза, но с тех пор, как Украина обрела независимость, здесь производятся прекрасные игристые вина по методу шампанского, в основном с использованием смеси шардоне, рислинга и алиготе, что является необычным сочетанием для вино в стиле шампанского.

В винной пещере в Бахмуте, Украина, компания Artwinery выдерживала тысячи бутылок вина. Artwinery

Поскольку ранние бои в Бахмуте начались весной 2022 года, русские бомбили город без разбора, за исключением, по-видимому, Artwinery…

Натали Лысенко, менеджер по экспорту Artwinery, предположила в 2022 году, что русские хотели защитить винодельню или 50 миллионов бутылок, которые хранились в огромной сети гипсовых пещер глубоко под землей, чтобы они могли украсть вино. Они думали, не уничтожить ли его, сказала она.

Вместо этого Artwinery в прошлом году начала тайно перевозить значительную часть бутылок на склады в более безопасные места в Украине. Винодельня не раскрывает, сколько именно бутылок было перевезено и где они находятся сейчас. Русские заняли винодельню.

«Как мы убедились в судьбе других украинских предприятий на оккупированных территориях, таких как винодельческий завод князя Трубецкого в Херсоне, русские грабят и уничтожают все, до чего могут добраться», — сказала госпожа Лысенко по электронной почте.

По ее словам, история украинского виноделия насчитывает почти 3000 лет и пережила как попытки советской централизации, так и кампании воздержания в эпоху Горбачева, во время которых были выкорчеваны первоклассные виноградники на Крымском полуострове, главном винодельческом регионе Украины. Самой Artwinery пришлось искать новые источники винограда после вторжения России в Крым в 2014 году.

Удивительно, но Artwinery планирует экспортировать 140 000 бутылок в Соединенные Штаты в этом году, сказала Гейл Корриган из Saperavi U.S.A., американского импортера Artwinery.

Поскольку война продолжается, а украинцы продолжают сталкиваться со смертью и лишениями, вино не так важно, разве что как символ. Но его роль как важнейшего элемента культурной идентичности проявляется в менее напряженные моменты, когда авторитарные правители подавляют или запрещают его производство.

«Somm: Cup of Salvation», новый документальный фильм, который выйдет в конце этого года, исследует роль вина в идентичности как Армении, так и Ирана, соседних стран, в которых производство вина было прервано насилием и автократическим правительством.

Этот четвертый фильм из серии «Somm», снятый Джейсоном Уайзом, отличается от своих предшественников. Вместо того, чтобы освещать надежды и мечты сомелье, его внимание больше сосредоточено на культурной значимости самого вина.

Захватывающий фильм рассказывает об армянском виноделе Ваге Кеушгеряне и его дочери Эйми, которая работает с ним на их производственном предприятии WineWorks в Ереване, столице Армении.

Ваге Кушгерян и его дочь Эми должны были сделать нелегкий выбор в области виноделия в Армении.
Предоставлено: Forgotten Man Films

Наряду с Грузией на севере, Армения является частью Кавказского региона, который считается одним из мест зарождения вина тысячи лет назад, задолго до того, как политическое разделение региона разделило его на страны. По словам Кеушгеряна, вино было неотъемлемой частью армянской культуры до ее подчинения Османской и Российской империями в 19 веке, а затем геноцида армян в руках османов в начале 20 века. После непродолжительного периода независимости он впоследствии был поглощен Советским Союзом.

«Советский Союз сказал: «Ребята, вы производите не вино, а бренди», — сказал Кушгерян. Как он рассказывает в фильме, Советы заставили виноградарей отказаться от своих виноградников на склонах холмов и старых сортов, которые они использовали для производства вина. Новые виноградники были посажены на равнинах, где сельское хозяйство могло быть индустриализировано, с виноградом, который Советы предпочитали для бренди.

«Старые виноградники остались, — говорит Эми Кеушгерян, чье рождение совпало с распадом Советского Союза. «Они оставались практически нетронутыми в течение 120 лет. Теперь мы сделали вино своей идентичностью».

Кеушгеряны возрождают старые виноградники и изучают древние сорта, в том числе Арени, один из старейших известных винных сортов винограда, который стал чем-то вроде символа возрождения виноделия в Армении.

Во время съемок «Чаши спасения» в Армении в 2020 году между Арменией и Азербайджаном вспыхивает война. Ключевой виноградник находится прямо на линии огня, поскольку приближается сбор урожая. В фильме Кеушгеряны должны решить, стоит ли рисковать сбором урожая виноград или держаться подальше от виноградника, теряя урожай, что было бы как экономическим, так и культурным ударом.

Наконец, надев бронежилеты, они оценивают ситуацию и продолжают движение, к счастью, обошлось без жертв.

В Иране тоже когда-то была процветающая винодельческая промышленность, особенно среди курдов и зороастрийцев. Она прекратилась после исламской революции 1979 года, когда были разрушены сотни винодельческих предприятий. Но некоторые из старых виноградников сохранились, особенно в труднодоступных районах на склонах холмов, а их продукция употреблялась в качестве столового винограда.

Арени стал чем-то вроде символа возрождения виноделия в Армении. Forgotten Man Films

Господин Кеушгерян задумался об этих старых виноградниках и задумал в фильме план закупки винограда в Иране, куда армяне могут относительно свободно передвигаться, и привозить его обратно в Армению для производства вина на его предприятии.

«Мне было любопытно узнать о сортах и о том, как они связаны с более знакомыми сортами винограда», — сказал он мне во время визита в Нью-Йорк в начале этого года.

В сцене, изображенной с драматическим чутьем, Кеушгерян отправляется в путешествие на север Ирана со съемочной группой на буксире, полуподпольно разыскивая старые виноградники с необычными сортами. В отдаленных холмах в провинции Керманшах, примерно в 300 милях к западу от Тегерана, он находит то, что ищет: блестящий пурпурный виноград, который он идентифицировал как сорт Раше.

Он договаривается о покупке 22 тонн, которые отправляет обратно на предприятие WineWorks, где в 2021 году он производил как красное, так и игристое розовое вино. Некоторые из этих бутылок будут легально продаваться в Соединенных Штатах под брендом Molana, отсылающим к прозвищу Руми, персидского поэта и ученого XIII века. На нем будет надпись «Вино Ирана, сделанное в Армении».

Виноград Раше из Керманшаха в Иране показан в этом кадре из фильма «Somm: Cup of Salvation».  Forgotten Man Films

Понятие иранского вина может показаться несущественным для многих людей, но не для членов иранской диаспоры, таких как Мо Момтази, который вместе со своей женой Флорой основал винодельню Maysara в Орегоне в 1997 году. Отец делал вино в их подвале и хранил его в глиняных сосудах. Он узнал о сельском хозяйстве от своего деда. Но в 1982 году Момтази бежали из Ирана. В конце концов он основал успешную инженерную фирму, прежде чем заняться виноделием и сельским хозяйством.

«В персидской и зороастрийской культуре вино считается очень священным, — сказал он журналу Inc. «После прихода к власти исламистов у персов отняли многое. Но вино осталось в нашей крови». В фильме он называет это «солнечным сиянием в жидкой форме».

Его дочь Насим Момтази, президент по продажам Maysara, говорит более прямолинейно: «Тяжело видеть, как снимают что-то, что было так важно для вашей семьи», — говорит она в фильме.

Используя недавний генетический анализ сортов виноградной лозы, исследователи проследили одомашнивание винного винограда 11 000 лет назад, что сделало виноград и вино одними из первых форм сельского хозяйства. Вино, возможно, было настолько важным для ранних кочевых людей, что оно было главной причиной поселения в постоянных сообществах. Оно был одним из строительных блоков цивилизации.

Отдельные бутылки не часто поднимаются до такого уровня глубины. Вино может быть не более чем простым удовольствием для многих людей. Но когда ему угрожают, оно также достаточно ценно, чтобы его защищать, что в некотором смысле делает его священным.
Эрик Азимов, винный критик The Times.

Перевод Armenian Global Community — Марианна Чобанян

5 1 vote
Рейтинг статьи

Press ESC to close