Проследите многовековую историю виноделия, и почти каждая тропа приведет обратно в Армению. Как описано в Книге Бытия, эта страна, расположенная между Ираном на юге, Турцией на западе и Азербайджаном на востоке, была родиной первых в мире виноградных лоз. Когда Ноев ковчег сел на мель на горе Арарат, он посадил ряды виноградных лоз (и сильно опьянел от первого урожая). Изучающие историю знают, что заснеженная вершина, несмотря на свое нынешнее расположение в границах соседней Турции, является знаковым символом Армении.
Вы можете назвать историю Ноева ковчега легендой или преданием в зависимости от ваших убеждений, но в 2007 году старейшая известная винодельня в мире была обнаружена в Арени, городе всего в 60 милях от горы Арарат. Глубоко в пещере, расположенной на скалистом обнажении, исследователи нашли 6000-летний виноградный пресс и чаны для брожения, зарытые в полу. Считается, что вино играло значительную роль в человеческих жертвоприношениях и других религиозных церемониях той эпохи.
Виноделие продолжалось в стране в течение тысяч лет, пока практика не пришла в упадок при советской власти. «Грузии было поручено производить вино, а мы получили бренди», — говорит Мариам Сагателян, владелица винного бара InVino в Ереване. Были выведены сорта винограда, лучше подходящие для производства спиртных напитков, а производство тихих вин прекратилось.
Однако за последние двадцать лет производители вновь появились, вернув семейные земли и посадив местные сорта винограда, такие как Тозот, Воскеат и Хатун.
Когда Пол Хоббс два десятилетия назад начал свой проект Якубян-Хоббс вместе с братьями Якубян в Армении, «винная промышленность находилась в тяжелом состоянии», — говорит он. «Много опыта было потеряно, а объекты советской эпохи проржавели и пришли в негодность».
Поэтому он попытался посадить американский виноград, соответствующий его калифорнийскому происхождению. «Я посмотрел на классические западные сорта: Шардоне, Совиньон Блан, Каберне Совиньон и Пино Нуар — полная катастрофа», — говорит он. «Мы хотели понять, как эти лозы поведут себя в Старом Свете. Очень показательно — большинство сортов, которые мы привезли, созрели раньше и подскочили в сахаре. Они здесь не работали. Между тем, местные сорта созревают поздно и никогда не выходят из-под контроля». Теперь он полагается на армянский виноград — гипер ароматические сорта, такие как Воскеат, или насыщенно-красные, как Арени Нуар, — лишь два из предложений, составляющих 400 автохтонных сортов винограда Армении.
Чтобы по-настоящему понять армянское вино, стоит начать с этих местных сортов.
Белый виноград
Воскеат
Известный как королева армянских сортов винограда, Воскеат выращивается уже более 3000 лет, чаще всего в прохладной лесистой провинции Арагацотн и на высокогорных участках Вайоц Дзора.
Воскеат известен своим долголетием и способностью противостоять все более непредсказуемому климату благодаря толстой кожице и выносливым лозам. (Нередко можно встретить 150-летние посадки Воскеата.) Из-за этих особенностей винодельни начинают рассматривать этот виноград как будущее региона в условиях потепления.
Воскеат также поддается стилистическим предпочтениям. В зависимости от сезона вегетации или винодельческой обработки виноград может формироваться так, чтобы привнести растительные и ключевые ароматы лайма или более богатые тропические ноты белых цветов и пчелиного воска.
«Я ценю Воскеат из-за его сходства с Шенен Блан», — говорит Даня Деген, винный директор Meli в Вашингтоне, округ Колумбия. «Оба сорта винограда сочетают цветочные ароматы с умеренной кислотностью и более полным телом. Как и Шенен Блан, кислотность и тело делают его великолепным сортом для купажирования игристого вина. Армения делает одни из лучших пузырей не для шампанского и просекко из Воскеата».
Хатун
Скотт Стромер, директор по напиткам компании «Галит» в Чикаго, описывает Хатун (также известную как Хатун, Хатуни или Хатун Харджи) как «полностью помешанного на кислоте». Хатун, имеющий желто-зеленый оттенок и почти бесцветный сок, известен своими терпкими нотками лимона, альпийских цветов и ананаса. «Он отлично подходит в качестве винограда для купажирования Воскеата, который сам по себе может быть немного дряблым», — говорит он.
Кангун
Кангун (или Гангун, смотря кого спросить) зародился во времена советской власти и создан специально для производства бренди. Это дитя трех сортов винограда: сначала его скрестили с украинским сортом Сухолиманский Белый и грузинским сортом Ркацители, затем это потомство скрестили с Шардоне. Он хорошо прижился в армянском терруаре и был принят не только для бренди, но и для белых и игристых вин. Ожидайте светло-соломенного цвета, свежести и нот меда, полевых цветов и айвы.
Гаран Дмак
Белый сорт винограда, чаще всего встречающийся в Араратской области, широко выращивается на глинистых и пустынных почвах Армении. Он известен своими растительными и спелыми грушевыми характеристиками, хотя Стремер сравнивает его с чем-то более французским по своей природе. «Я хочу, чтобы это был Сансер 2024 года», — говорит он.
Красный виноград
Арени Нуар
«Арени Нуар, часто известный как Сев Арени или Сев Малахи, считается жемчужиной армянских сортов винограда», — говорит Бертиль Жан-Хронберг, владелец и оператор магазина Bonde Fine Wine Shop в Кембридже, штат Массачусетс. «Он растет в регионе Вайоц Дзор, отличающемся уникальным климатом с мягкой зимой и солнечными днями, на средней высоте от 3000 до 5900 футов. Этот терруар отражает особые характеристики этого сорта винограда: в молодости из него производятся вина с выраженной кислотностью, глубоким и интенсивным цветом с нежными ароматами вишни, черной смородины и черного перца. Выдержанный в бочках из армянского дуба, он становится тоньше и бархатистее, приобретает ароматическую сложность и округлость».
Арени Нуар «тонкокожа от яркой кислоты», добавляет Стремер. «Выращенный в Вайоц Дзоре, Арени Нуар становится более бургундским с послевкусием черного перца».
Тиграни
Хотя Тиграни имеет армянское происхождение, часть его происхождения происходит из Грузии, другого исторического винодельческого региона Кавказа. Виноград представляет собой нечто среднее между Саперави, одним из древних сортов винограда Грузии, и Арени Нуар.
Его редко можно увидеть отдельно. Вместо этого Тиграни придает фруктовость и цветочность более танинным красным сортам. Виноград сочный, сладкий и терпкий, с глубоким естественным цветом, тонкой пряностью и нотками спелого граната.
Ахтанак
В переводе с армянского «Победа», темно-фиолетовые ягоды Ахтанака и насыщенный красный сок сделали виноград одним из самых любимых сортов в Армении. Его часто можно встретить в блендах — глубокий цвет придает изюминку более светлым сортам винограда, таким как Тозот, — хотя, если вы все же найдете односортовое вино, оно будет глубоко вишневым, гипертанинным с дополнительными нотками сливы, гвоздики, кофе и ванили. «Я нахожу его очень похожим на Саперави из Грузии», — говорит Стремер. «У него красная мякоть и супер танин».
Кахет
Кахет имеет глубокие корни, уходящие корнями в IV век, но в течение последних нескольких столетий этот виноград использовался исключительно для производства сладких вин в стиле портвейна. Производители осознают потенциал этого винограда: в то время как Ахтанак и Арени богаты и танинны, Кахет имеет тенденцию быть ягодным и терруарным — он легкий и ароматный, с нотками ежевики, черной смородины, инжира и черного перца. Эксперты U.C. Дэвис считает, что этот виноград является родственником французского сорта Карбонно.
Тозот
«Я вижу большой потенциал в этом винограде», — говорит Павел Варданян, который делает Тозот в компании Noa Wine в Вайоц Дзоре, расположенной на вершине одной из холмистых гор региона. «Вы можете сделать Тозот элегантным и выдержанным, вы можете сделать из него розовое вино, вы можете превратить его в блан де нуар», — объясняет он.
Хотя Тозот встречается не так широко (и часто только на старых виноградниках), красный виноград отличается высокой кислотностью и свежестью, с яркими клубничными нотами, не отличающимися, скажем, от Божоле.
Из-за своей редкости «в наши дни его часто смешивают с тихим вином, используют в столовых, десертных винах или перегоняют в армянский бренди», — говорит Жан-Хронберг. «Если винифицировать отдельно, из него получаются вина великолепной свежести, уникальные и бодрящие».
Кейт Дингвалл, wineenthusiast.com
Перевод: Armenian Global Community — Марианна Чобанян