Это звучит невероятно. Ограниченное закрытыми таможнями с Турцией и Азербайджаном, узкой экспортной базой, расширенными монополиями и чрезмерной зависимостью от зарубежных денежных вкладов, экономическое будущее Армении вызывает множество вопросов. Возможно, ответ на один из них появился в виде планшета?
В декабре Technology and Science Dynamics Inc/ArmtabTechnologies Company, американо-армянское совместное предприятие, представило первый планшет и смартфон, произведенный в Армении. Оба устройства на Android, ArmTab и ArmPhone, разработаны в Ереване, и будут собираться в Гонконге и США. Производители заявили, что устройства, которые поступят в оптовую продажу в течение нескольких недель, а для розничной торговли будут доступны в конце 2014 года, главным образом нацелены на региональные рынки.
Идея, на самом деле, не настолько невероятна, как может показаться сразу. В Армении, с её дублированной Советской Силиконовой Долиной, до обретения ею независимости насчитывалось больше ученых и специалистов на душу населения, чем в любой другой Советской республике. Почти 30 процентов компьютерного и электронного hi-tech оборудования, используемого для советских оборонных и космических систем, были разработаны и изготовлены вокруг и в самой столице, Ереване.
Сегодня государство надеется снова вдохнуть жизнь в индустрию информационных технологий, которая превратит небольшую, не имеющую выхода к морю армянскую нацию в Е-общество (E-society, общество, широко использующее информационные и коммуникационные технологии в различных сферах жизни /прим. пер.). Десятилетняя государственная стратегия развития электронной индустрии, принятая в 2008 году, направлена на укрепление данной инфраструктуры, повышения качества обучения IT-выпускников, создание венчурного капитала и других финансовых механизмов для поддержки «стартапов».
В 2012 году в Армении насчитывалось около 360 IT-компаний, со средним годовым приростом 23 процента, по данным Enterprise Incubator Foundation, ведущей консалтинговой фирмы страны. Доходы этих предприятий составили 3,3 процента от ВВП и 8 процентов от общего объема экспорта страны. Примерно одна из 10-ти компаний имеет товарооборот в 1 миллион долларов и более. Также за последние пять лет значительно возросло число малых предприятий с доходом менее чем 100 000 долларов, и, хотя они не оказывают заметного влияния на суммарный доход индустрии, их рост является сигналом динамичного развития рынка.
«Индустрия процветает», — говорит Баграт Енгибарян, директор EIF. «В 2012 году шесть из восьми «стартапов» были частные предприятия, и был зарегистрирован десятипроцентный рост начинающих организаций. Что касается 2013-го года, речь идет о 300 млн. долларов прибыли. Большинство компаний специализируется на разработке программного обеспечения. Некоторые известные фирмы, такие как Pixar, уже начинают использовать армянскую продукцию. Сотрудничество с ведущими фирмами, такими как Microsoft и Singapore Tech Kinetics по-прежнему имеет большое значение, однако увеличивающееся число новых специалистов исследует новые пути развития».
Веб-предприниматели, разместившие свои офисы по всему Еревану, находятся в поиске следующего PicsArt, ведущего приложения мобильного фоторедактора в мире для Android и iOS, который имеет более 90 млн пользователей и является приложением разработанным в Армении.
Хотя цифровые показатели Армении являются крошечными по сравнению с показателями Индии, они достаточно существенны, чтобы привлечь внимание международных корпораций. В 2011 году компания Microsoft создала Инновационный Центр в столице и в том же году Армения и Индия учредили совместный Центр Передового Опыта Информационно–Коммуникативных Технологий на базе Ереванского Государственного университета.
Благодаря таким мероприятиям, как ArmTech (всеобщий армянский hi-tech конгресс, который каждый год организовывают в США), правительство намерено придать армянской IT-индустрии международный профиль. Что нетипично для Армении, этот экономический сектор обладает высокой конкурентоспособностью. В недавнем докладе Всемирного банка подчеркивается, что около 20-ти процентов экономики Армении монополизировано, а это самый высокий показатель среди стран бывшего Восточного блока. Олигополии же контролируют почти две трети экономики. Тем не менее, то, что Ереван не стал еще следующим Хайдабарадом, остается лишь вопросом времени.
«Мы все еще обсуждаем наше место на рынке», — говорит Енгибарян. «Основной проблемой частных предприятий является выход на международный рынок, так как множество международных партнеров либо не знают об Армении, либо просто не доверяют представителям стран с низким или средним доходом».
В 2012 году Армения экспортировала IT программного обеспечения и услуг на сумму 120 млн долларов, в основном в США, Канаде и ЕС. Но решение о присоединении к Таможенному союзу разрушило намечающийся прогресс в Соглашении о вступлении Армении в Европейский Союз, в том числе соглашение о свободной торговле. Однако это повышает возможность для армянского IT-сектора увеличить экспорт в Россию и другие бывшие советские республики.
«Таможенный союз представляет собой интересную возможность расширить наш потенциальный рынок, от проектирования до полностью укомплектованных изделий, чей сектор активно развивается», — отмечает Енгибарян. «ArmTab — это планшет высокого качества, с оригинальным программным обеспечением и инновационным дизайном. Я вижу для него отличные перспективы на рынке от Беларуси до Казахстана».
© Источник: Financial Times
© Перевод: Ксения Отченко — Armenian Business Community