Интервью с художественным руководителем выставки миниатюр «Любимый алфавит» Ар-Мари Рубенян

На данный момент мы становимся свидетелями нового витка в развитии армянского изобразительного искусства. Причём это не просто сохранение школы армянской средневековой миниатюры и других сфер, но и модернизация с учётом нового времени.

С одной из миниатюристов нового поколения Ар-Мари Рубенян мы поговорили на выставке «????????????» («Любимый алфавит») в выставочном зале «Пьюник» (Ереван), организованном Центром Армянской Миниатюры, где она выступает в качестве руководителя экспозиции. 

Ар-Мари Рубенян

Расскажите немного о себе. Откуда вы родом? Какое образование получили? Из творческой семьи, или первая в династии? Откуда Ваши предки?

Родилась в Армении, живу в Арташате. Училась в колледже им. Терлемезяна. Из какой династии? Нуу…точно не из Рубенидов (смеётся). Хотя, кто знает, что там раньше было? Сперва были Рубенян, потом стали Тер-Акопян, потом Саргсян, и снова Рубенян. При советской власти по каким то причинам  нужно было поменять фамилию. 

Отец музыкант, мама тоже имеет творческие наклонности, но по образованию учительница истории религии. Дед и другие родственники со стороны матери из Ирана, художники и дизайнеры. Со стороны отца очень много музыкантов. Предки пришли  из Хойа (близко к озеру Урмия), Эрзурума и Карса.

«Ар-Мари» это творческий псевдоним или настоящее имя?

Да, верно, это творческий псевдоним, уже давно. «Ар» издавна имеет культовый и сакральный статус, многие армянские слова имеют корень «ар» неспроста, как например «Арарич». Много армянских имён содержащих «ар» — Арев, Армен, Арпи, Арам и так далее. Впервые я стала использовать свой псевдоним, когда была в Бельгии. Бельгийцы думали раз у меня имя Мари, фамилия Рубенян (библейские имена) то возможно я еврейка. Тогда я и задумалась, как себя обозначить по-армянски, так сказать. 

С какого возраста вы начали рисовать?

Сколько себя помню. А с девяти лет уже стала ходить в художественную школу, и далее в колледж им. Терлемезяна после средней школы.

В общем, предназначение сразу нашли?

Да. Хотя и посещала гимнастику, танцы, шахматы, музыкальную школу и т.д., однако наиболее вольготно себя чувствую именно в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Часто ли Ваши работы участвуют на выставках и показах? Где их можно увидеть помимо интернета?

Не часто. Связано это как с нелюбовью показываться публике, так и с тем, что живу и большую часть времени провожу в Арташате, а не в Ереване. Да и считаю, что на данном этапе не имею настолько высокого статуса (улыбается). Да и не было необходимости. Интернет с такими вопросами вполне справляется, те же Инстаграм и Фейсбук. Для интровертов очень удобная площадка.

В каких книгах и изданиях можно увидеть Ваши иллюстрации?

Пока у меня нет опубликованных, они только готовятся к печати. Как раз организованная Центром Армянской Миниатюры, также как и эта выставка. К сожалению, пока я не имею права представить работы, но скоро это случится. Это будут раскраски для детей, выполненные в стиле армянской миниатюры. А также иллюстрированные биографии таких национальных героев и деятелей культуры как Вардан Мамиконян, Геворг Чавуш, Андраник Озанян  и другие.

Чьё влияние Вы испытываете в своём творчестве?

Мне кажется,… Ханджян, Суреньянц и Коджоян, они для меня идеал.

Как относитесь к критике? И как обстоят дела с самокритикой?

В общем, я самокритична, хуже некуда. А к критике со стороны, мне очень нравится, когда мои работы обсуждают другие художники, а также искусствоведы. Внимательно вслушиваюсь в их слова.

А что насчёт критики из Сети?

Раздражает (смеётся)… особенно с распространением интернета. Хотя таковых мало бывает. Однако их недовольство зациклено вокруг, скажем так drama-queen стереотипа армянского народа, то есть печальных мотивов. И когда они видят в моих работах персонажей воинственных, возвышенных и просто весёлых, их, конечно же, это в чём-то задевает, и начинается недовольство. Это признак, сигнал того что наш менталитет вследствие пережитых трагедий претерпел значительные изменения. Искусство как зеркало стало отображать внутреннее, сломленное состояние народа. Пропаганда только усилила эффект. Мы, к сожалению, почти забыли о бодрости духа и волевых порывах. И нам просто необходимо возвратиться к истокам.

В работе над картинами художники часто вкладывают что-то от себя, например черты персонажей. Это хорошо проявляется в создании некоторых женских образов. Раскройте, пожалуйста, эту сторону. 

Да, это распространённое явление у многих художников. Даже рисуя других людей, художник вполне может вложить, что-то своё. Что касается, меня, то да, я чаще всего рисую себя, потому что это наиболее доступно и удобно. Но при случае могу и других, если увижу человека с ярко выраженными армянскими чертами.

Ваш стиль и творчество в целом сложно спутать с другими. В некотором роде это можно назвать этно-модерном. Как Вы сами охарактеризуете свой стиль? 

Об этом многие говорят. Но, мне самой сложно охарактеризовать свой стиль. Скажем так — «что хочу, то и рисую»! (смеётся) Все эти годы творчества сопровождались ростом и экспериментами, но основного костяка в технике и стиле придерживаюсь с самого начала. Это, прежде всего аккуратность, главная составляющая при работе с миниатюрами.

Опять же, требуется постоянная практика и развитие. Тем более в наш век интернета. Я всякий раз поражаюсь, видя работы зарубежных мастеров и, поэтому не могу себе позволить расслабиться, останавливаться и довольствоваться достигнутым мне никак не хочется. 

Вместе с тем Вы не очень любите к себе повышенное внимание. В связи с этим вопрос: не думаете ли, что скромность ограничивает вас от общественности? Ведь у такого мастера можно многому научиться.

Я люблю одиночество, можно сказать я отшельница (смеётся). В последнее время я заметила, что люди сами меня стали подталкивать к более публичным появлениям. Но опять же для творчества мне требуется сосредоточение и уединение. 

Наверное, поэтому не в Ереване живёте?

Нет, Ереван я очень люблю и надеюсь вскоре перебраться, потому как здесь большое количество творческих людей, в отличие от того же Арташата.

В Армении в целом же большое количество талантливых художников, которые могут добиться мировой славы, но ведь они довольно скромно живут…

К сожалению «скромно» это мягко сказано. Это самое печальное в нашей жизни. Армения вероятно чуть ли не единственная страна, где неадекватно низко оценивается талант.

Преподаёте ли Вы?

Начинаю. Сейчас в планах совместно с Ассоциацией Миниатюристов Армении создать школу-студию где мы будем передавать детям и взрослым свой опыт. Не только миниатюры, но и батик, декоративно-прикладное искусство. И это будет не только в самой Армении, но и в Диаспоре, что даёт возможность сохранить нашу культуру за рубежом. Возможно, даже будем преподавать и для не армян. Нам требуется создать платформу для обучения традиционному искусству Армении, искусство без «рабиза». Это важно дабы войти в конкуренцию с «попсовым» проявлением и привить хороший вкус. Мы уже работаем с американской диаспорой, обучая преподавателей из Спюрка дистанционно, а они передают знания и умения ученикам.

Среди разнообразия сфер, Вы всё делаете в одиночку, без помощников?

Работаю одна, без помощников. Привыкла все делать в одиночку.

Женские образы в ваших работах зачастую предстают воинственными, и тем ни менее в них обязательно отражена яркая женственность, нежность и красота. Можно ли сказать, что воинственность присуща и Вам?

Да, вполне. Наверное, это мой внутренний протест против сложившихся негативных настроений среди армян, как я уже упоминала. И я убеждена, что при случае войны, и карабахский конфликт это подтверждает, армяне вновь вспомнят о своей воинственности. Хочется, например чтобы и девушки служили, как например это делается в Израиле.

И вместе с тем мне хочется, чтобы боевой дух и задор присутствовал не только в тяжёлое время.

У вас много работ по графике, миниатюрам, керамике, таразам, а есть ли скульптуры?

Раньше были, в основном учебные. Я обожаю скульптуру, но не занимаюсь ей. Пока.

Расскажите про таразы. Вы сами их шьёте или только рисуете модель?

Да, я шью таразы лет пятнадцать уже, но чисто для себя. Не на продажу или выставки. Но в будущем вполне возможно займусь. Что касается одежды, Сейчас в Армении появилась хорошая тенденция возвращения к национальным истокам. Естественно это уже не совсем таразы используемые вплоть до середины 20-го века, а современная одежда с элементами тараза. И это очень радует, что в эпоху глобализации мы сохраняем нашу самобытность.

Кроме того тараз в полной мере сохранён в национальных танцах и даже свадьбах, последнее конечно реже. Например, есть одно село Тонир в Горисе, где в национальных костюмах проводят традиционные армянские свадьбы.

Как относитесь к утверждению «Я художник, я так вижу»?

Нормально отношусь. Речь же не только про низкое качество работ некоторых художников и нетребовательность к себе, но и про авангард с андеграундом, неразвитого у нас, к сожалению. Я бы с удовольствием подалась в поле экспериментов, если мотивы армянской истории и культуры в изо были более популярны. 

Какие, по Вашему мнению, есть проблемы в армянском искусстве?

Полагаю проблема денежных средствах, это главный недостаток в армянском искусстве. Обеспеченность это хорошая мотивация чтобы не размениваться на что то мелкое, и не переводить силы из искусства в ремесло. Кроме того не хватает пропаганды на уровне государства.

Как Вы считаете, есть ли предубеждения относительно того что девушка (армянка в частности) занимается искусством? 

Ну, нет, я не замечала такого, как по отношению к себе, так и в Армении в целом. Даже беря в расчёт наш консерватизм, всё же европейское мышление тоже присутствует в менталитете. Поэтому проблем с этим нет.

Из армян-современников кого можете выделить в изобразительном искусстве?

Прежде всего, художников рисующих на историческую тематику — Седрак Великодный, Геворг Мартиросян, Айк Саадян, Рубен Гевондян, Айцемник Гевондян.

Читайте также: Fashion-иллюстрации Айцемник Гевондян

Болезненный вопрос для художника — как вы поступаете с работой, которая не получилась?

Избавляюсь (смеётся). Однако не нервничаю по этому поводу. Плохая работа, как негативный опыт, всего лишь этап к совершенству.

Как друзья и знакомые относятся к Вашему творчеству? 

Они вообще не понимают, зачем я этим занимаюсь. Для них я ненормальная, которая тратит время на неприбыльное дело (смеётся). Но всё же любуются моими работами. Это что касается моих родственников и друзей не причастных к искусству.

Коснемся финансовой стороны вашей работы. Довольны ли вы доходами от нее? 

Надеюсь, в будущем будет приносить. Как я уже сказала, родственники несколько переживают, что моё призвание не приносит дохода. Я легко могла бы стать мейкапером и зарабатывать неплохие деньги. Но это будет без должной любви к делу. 

Вы первая из своей семьи кто серьёзно занимается искусством. А как вы думаете, Ваши дети продолжат начатое Вами дело? Или может среди родственников есть те, кто уже под впечатлением от Ваших работ тоже занялся изобразительным искусством?

Племянники, сыновья моего брата занимаются рисованием и очень любят это дело. Что касается моих будущих детей, то не знаю, хотелось бы. Но так чтобы они любили и посвящали себя искусству. Тогда можно будет достигнуть многого и не снижать планку. Важно будет, чтобы они занимались тем, что действительно любят.

Имело ли место влияния Вашего стиля на других художников, в том числе заимствование и плагиат? И как относитесь к такому в искусстве?

Я не из тех художников, рьяно отстаивающих авторские права на своё творчество. Наоборот, буду только рада, если с меня будут брать пример. Я иногда вижу, как пытаются скопировать меня. И вы знаете, к моему сожалению это получается скорее пародия, чем качественная копия (улыбается). 

Вдохновение это самообман или реальное состояние, которое не терпит, когда его подгоняют?

Тут ничего нового не открою, это изменённое состояние сознания. Любой эмоциональный всплеск даёт вдохновение: радость, гнев, разочарование… Можно и вызвать, начав рисовать и оно приходит в процессе.

Как выглядит Ваше рабочее место?

Маленькая мастерская. А точнее это спальня, один из углов которой обставлен всеми необходимыми принадлежностями и инструментами. Работу веду в одиночестве.

Каков путь от задумки до готовой работы и сколько времени он занимает? Что в процессе работы вам нравится больше всего, а что кажется самым сложным?

Время занимает самое разное. Например, расписать камушек это 5-10 минут, создание куклы в таразе может занять пару дней. А работа над иллюстрированной азбукой — 2 месяца. Как правило, самое большее время занимает продумывание, после чего само изделие или рисунок создаются относительно быстрее, важно заранее знать к чему идёшь. 

Хотелось бы Вам чего то большего? Вас можно назвать амбициозной?

Да, вполне. Энергия должна бурлить, иначе впадаешь в депрессию.

На вопрос «какую из своих работ Вы считаете лучшей?» художники обычно отвечают «Та которую ещё не создал(а)». А как Вы ответите на этот вопрос?

В моём случае, самая лучшая работа это та, которую создаю в конкретный момент. Я в неё вкладываюсь, восхищаюсь в процессе и когда она закончена. Однако может пройти всего несколько часов и дней и, смотря на нее, удивляюсь, что это я нарисовала. Работа перестаёт нравится.

В Вашем творчестве наблюдается характерные черты персонажей, которые некоторыми  воспринимаются как влияние анимэ. Насколько это верно?

Меня как то попросили нарисовать армянских исторических персонажей в стиле манги и анимэ. Но это было временно, сильно углубляться я не стала, так как это искусство японцев. А влияния со стороны японского стиля я не испытываю. У нас и самих исторически сложившиеся техника и стиль изображения персонажей с большими глазами и характерно подчёркнутыми чертами лица. И это было создано задолго до появления анимэ.

Более того, я как то читала, что один из основоположников манги и анимэ Хаяо Миядзаки перенял некоторые элементы из советских мультфильмов Левона Атаманяна (Лев Атаманов), где использовались особенности армянского изо. 

И в целом, питаете ли любовь к анимэ и манга? Если да, то, какие Ваши любимые произведения? 

Не могу сказать что фанатка, довольно поверхностно знаю, хоть и очень нравится. С детства смотрела и впечатлялась. С технической точки зрения мне нравится аккуратность и доскональность в работах анимэ. 

На Вашей странице в Instagra, есть кадр из графического романа Жана Жиро, он же Мёбиус. Можно ли сказать что это Ваш любимый автор комиксов?

Да, это один из любимейших художников. И, его работы нравятся мне не за то, что это комиксы, а за их монументальность и исчерпывающую иллюстративность. Он умел воплотить в рисунках сказочные и научно-фантастические мотивы, используя богатую палитру. Я вдохновляюсь, но не копирую Мёбиуса.

И любите ли Вы комиксы?

Не фанатка, но люблю. В принципе такое же отношение как к манге. Из конкретных работ это советская «Мурзилка» например.

Какие ваши любимые книги, фильмы, музыка?

Из книг и кино не могу вспомнить конкретных произведений, их очень много. А если по музыке, то классическая музыка, а точнее Вивальди.

Любите ли путешествовать, и где успели побывать?

Да, люблю, но не сказала бы, что довелось много где побывать. По несколько месяцев прожила в Санкт-Петербурге у тёти и в Бельгии. Даст Бог, посещу ещё больше мест.

А чем еще с удовольствием занимаетесь, каковы Ваши увлечения, может быть спорт?

Нет, спортом не занимаюсь. Вместо спорта танец. А вот история, археология, историческая реконструкция…хотя в Армении, к сожалению, нет реконструкции как в России, с масштабными декорациями и аутентичностью. В принципе мои картины тоже можно отнести к исторической реконструкции, так как прежде чем приступить я провожу изыскательские работы.

Кроме того ещё одна моя страсть это пение в церковном хоре, чем я с 12 лет с удовольствием занимаюсь. 

Расскажите о ваших творческих планах.

Развиваться самой и обучать других.

Беседовал: Айк Варданян

Немного о выставке «????????????»:

«????????????»— некоммерческая выставка армянской миниатюры, батика, иллюстрации и декоративно-прикладного искусства. Выставка организована Центром Армянской Миниатюры. Выставочные образцы это работы как состоявшихся профессионалом, так и работы студентов и детей.

Выставка проходила с 28 апреля по 10 мая, в ереванском выставочном зале «Пьюник». 

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close