WikiLeaks: Выйдя из османских архивов, дипломат сказал: «Мы действительно их убили!»

В османских архивах проводится кампания по чистке с целью уничтожить все компрометирующие доказательства, касающиеся Геноцида армян 1915-23 годов, говорят ученые. Согласно одному источнику, доказательства – в тот или иной момент – указывали на то, что то, что произошло на закате Османской империи, было чисто и просто «резней».

По словам профессора Университета Сабанчи Халила Берктая, были «две серьезные попытки «очистить» архивы от любых компрометирующих документов по армянскому вопросу», — написал генеральный консул Дэвид Арнетт 4 июля 2004 года в опубликованной WikiLeaks телеграмме, исходящей из Консульство США в Стамбуле. Первое, по мнению Берктая и других, произошло в 1918 году. В ходе турецких военных трибуналов 1919 года выяснилось, что документы были «украдены» из архивов.

«Берктай утверждает, что во время прочесывания архивов Нури Бирги регулярно встречался с общим другом и в какой-то момент, говоря об армянах, с сожалением признался: «Мы их действительно вырезали».

По словам Арнетта, Берктай считает, что второй раунд чистки был проведен в конце 1980-х и начале 1990-х годов, во время премьерства и президентства Тургута Озала, когда он предпринимал усилия по открытию архивов. Примерно в то же время группа отставных генералов и дипломатов во главе с Мухарремом Нури Бирги, бывшим послом Турции в Лондоне и НАТО и генеральным секретарем Министерства иностранных дел Турции, просмотрела архивы, пытаясь уничтожить доказательство.

«Берктай утверждает, что в то время, когда он прочесывал архивы, Нури Бирги регулярно встречался с общим другом и в какой-то момент, имея в виду армян, с сожалением признался: «Мы действительно их вырезали», — написал Арнетт. Он добавил, что директор Американского исследовательского института в Турции Тони Гринвуд, который примерно в то же время исследовал архивы, сообщил, что «было хорошо известно, что группа отставных офицеров имела привилегированный доступ и провела месяцы, просматривая архивные документы».

По мнению другого турецкого ученого, писал Арнетт, продолжающийся процесс каталогизации является прикрытием для чистки архивов.

Затем в телеграмме обсуждалась необходимость Турции придерживаться искусственно созданной «турецкой идентичности», восходящей к Ататюрку и его соратникам, как важнейшего компонента современной Турецкой Республики.

«Десятилетия официального отрицания и отсутствие исторических отчетов или академических дебатов внутри Турции по этому табуированному вопросу лишили турок сегодня объективного контекста, в котором можно было бы рассматривать утверждения о геноциде», — писал Арнетт, который впоследствии отметил, что, путешествуя по центральным и восточным частям в Анатолии «простые граждане» часто открыто говорили о том, «что их деды сделали с армянами».

Арнетт также отметил, что Министерство образования Турции учредило конкурс эссе с целью отрицания геноцида — идея, по словам Берктая, была разработана «националистическим» аналитическим центром ASAM.

Позиция нынешнего правительства, по словам Арнетта, более сдержанная, чем позиция предыдущих правительств, хотя она по-прежнему повторяет мантру: «Оставьте этот вопрос для обсуждения историками».

В конце телеграммы Арнетт утверждает, что маловероятно, что произойдет заметный сдвиг в позиции турецкого правительства по вопросу геноцида. Однако он утверждает, что создание более благоприятной среды для диалога возможно и что важно поощрять беспрепятственный доступ к архивам.

Полный текст телеграммы ниже.

Телеграмма посольства США – 04ISTANBUL1074

АРМЯНСКИЙ «ГЕНОЦИД» И ОСМАНСКИЕ АРХИВЫ

Идентификатор:

04СТАМБУЛ1074

Источник:

Консульство Стамбул

Создан:

2004-07-12 09:01:00

Классификация:

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Теги:

PREL PGOV AM TU Istanbul

Отредактировано:

Эта телеграмма не была отредактирована Wikileaks.

Эта запись представляет собой частичный отрывок из оригинальной телеграммы. Полный текст оригинального сообщения недоступен.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 01 ИЗ 03 СТАМБУЛ 001074

СИПДИС

Э.О. 12958: ОТКЛ: 11.07.2014

PREL PGOV AM TU Istanbul

ТЕМА: «ГЕНОЦИД» АРМЯН И ОСМАНСКИЕ АРХИВЫ

Классифицировано: Генеральным консулом Дэвидом Арнеттом по причинам 1.5 (b&d)

Это совместное сообщение Генпрокуратуры в Стамбуле и посольства в Анкаре.

1. (sbu) Краткое содержание: Отсутствие согласия и диалога по так называемому вопросу «геноцида армян» остается основным препятствием на пути турецко-армянского сближения. Долгосрочное решение этого проблемного вопроса может быть построено только на основе открытого диалога и здоровых научных дебатов. Свободный и полный доступ к османским архивам, одному из основных хранилищ исторических свидетельств того периода, будет иметь решающее значение для построения взаимного доверия, необходимого для таких дебатов. Хотя Турция добилась больших успехов в открытии архивов и дестигматизации этого вопроса, постоянные проблемы и сомнения по поводу архивов продолжают подрывать усилия по преодолению пропасти непонимания между армянами и турками по этому историческому вопросу. Конец резюме.

2. (u) Самым значительным препятствием на пути турецко-армянского примирения остается отсутствие согласия или даже здорового диалога по армянскому «вопросу» или тому, что большинство турок называют «предполагаемым геноцидом». Обвинения, отрицания и встречные обвинения по этому вопросу долгое время затмевали самые искренние академические дебаты. Ученые армянской диаспоры накопили множество свидетельств и рассказов очевидцев, подробно описывающих трагические события 1915-1916 годов, которые, по их утверждению, равнозначны геноциду почти 1,5 миллионов армян, проживающих в Османской империи. Тем временем турецкие историки утверждают, что не более нескольких сотен тысяч армян были убиты бандитами, болезнями и суровыми условиями, когда в ответ на угрозу, исходящую от армянских повстанцев (и «резню» многих турецких мусульман), армянское население было депортировано в Сирию и Ливан.

Вопрос идентичности

3. (sbu) Помимо тысячелетней записанной истории, богатого культурного наследия и динамичной Церкви, для армян всего мира события 1915-16 годов остаются важнейшим компонентом их современной идентичности. Хотя некоторые армяне время от времени искали возмездия посредством террора и насилия (включая терроризм АСАЛА в 1970-х годах), акцент сместился на неутомимую политическую кампанию за признание этих событий геноцидом.

4. (sbu) Турецкий подход к армянскому вопросу сложен. С момента создания республики Ататюрк и его наследники из истеблишмента утверждали, что сохранение «турецкой идентичности», которую Ататюрк и его окружение разработали как искусственную конструкцию и которая, как утверждают его политические наследники, находится под угрозой со стороны внутренних и внешних врагов, имеет важное значение. сохранению и развитию Республики. Представители как турецкого государства, так и всех правительств на сегодняшний день считают, что признание любых обид, причиненных армянам, поставит под сомнение собственные заявления Турции о виктимизации и ее границах, а также сделает Турцию уязвимой для требований о возмещении ущерба. Десятилетия официального отрицания и отсутствие исторических отчетов или академических дебатов внутри Турции по этому табуированному вопросу лишили турок сегодня объективного контекста, в котором можно было бы рассматривать утверждения о геноциде.

Открыты ли архивы?

5. (sbu) Обе стороны пытались использовать Османские архивы для подтверждения своей версии событий. Турки опубликовали тома документов, чтобы поддержать свою позицию, а армянские ученые утверждают, что препятствия турецкого правительства свободному доступу к архивам позволяют предположить, что они скрывают «дымящийся пистолет», который мог бы доказать геноцид. Армянские ученые уже давно жалуются, что они не могут получить разрешения на доступ или им препятствуют в их исследованиях в архивах. Другие указывают на длительные (и, по их словам, преднамеренные) задержки в получении разрешений, которые часто отнимали большую часть или все время, доступное для грантов или творческих отпусков. Кеворк Бардакчян, руководитель программы арменоведения в Мичиганском университете, например, рассказал Полоффу, что ему и другим коллегам просто отказали без объяснения причин, когда они подали заявку на доступ к архивам в 1970-х и 1980-х годах. Директор архива в этот период открыто говорил о необходимости «защитить» документы от неправомерного использования враждебно настроенными иностранцами.

6. (sbu) Турецкие и зарубежные ученые сходятся во мнении, что бывший премьер-министр и президент Тургут Озал приложил реальный толчок к открытию архивов в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Записи были переданы под надзор премьер-министра, процедуры получения разрешений на исследования были упрощены, а усилия по каталогизации 150 миллионов документов были ускорены. Все, с кем мы говорили, признают, что это представляет собой «колоссальные перемены», которые продолжаются и по сей день. По словам представителей турецких архивов, разрешения обычно выдаются в течение недели, сотрудники архива готовы помочь, а фотокопии нужных документов можно легко получить за разумную плату. Когда Полофф посетил исследовательский зал Османского архива в начале этого месяца, сотрудники показали ему компьютеризированный список из более чем 300 американцев, получивших разрешение на проведение там исследований в последние годы (только в этом году их уже более 30). Каталоги также находятся в свободном доступе на веб-сайте Архива через Интернет.

7. (sbu) Некоторые ограничения доступа остаются в силе. Турецкие чиновники не разрешают доступ к более чем 70 миллионам документов, которые до сих пор не каталогизированы, и утверждают, что многие другие слишком повреждены для использования исследователями. Более того, некоторые критики до сих пор жалуются, что турецкое правительство пытается заблокировать тех, кто исследует армянский вопрос. Директор Государственного архива премьер-министра Юсуф Саринай отметил Полоффу, что для этой цели исследователи должны находиться в Турции на законных основаниях, для чего требуется получение визы от Министерства иностранных дел. Некоторым исследователям по-прежнему задерживают выдачу разрешений или вообще отказывают в них (греческие исследователи в прошлом также становились жертвами такой дискриминации). Директор архива Саринай сообщила, что, хотя в архивы приезжало много американских исследователей, ни один из них не приехал из Армении. Он предположил, что это произошло потому, что между Турцией и Арменией нет дипломатических отношений, а также из-за политики взаимности со стороны Армении, которая якобы не допускала турецких исследователей в свои архивы. Выдающийся османский историк Турции Халил Инальчик раскритиковал недостаточную открытость Архивов в редакционной статье ежедневной газеты «Радикал» в феврале 2001 года под названием «Османские архивы должны быть открыты миру». Однако, несмотря на критику, сегодня мантрой является «открытость», и любые разговоры о «защите» архивов от иностранцев политически некорректны. Хотя директор архива по-прежнему обладает значительными полномочиями отказывать в доступе, ему будет сложно объяснить введение таких ограничений в отношении какого-либо серьезного научного исследователя.

Архивы были очищены?

8. (c) Однако, возможно, более важным, чем вопрос доступа, является то, полны ли сами архивы. По словам профессора Университета Сабанджи Халила Берктая, было предпринято две серьезные попытки «очистить» архивы от любых компрометирующих документов по армянскому вопросу. Первое произошло в 1918 году, предположительно, до того, как союзные войска заняли Стамбул. Берктай и другие указывают на показания турецких военных трибуналов 1919 года, свидетельствующие о том, что важные документы были «украдены» из архивов. Берктай считает, что вторая чистка была проведена в связи с попытками Озала открыть архивы группой отставных дипломатов и генералов во главе с бывшим послом Мухарремом Нури Бирги (Примечание: Нури Бирги ранее был послом в Лондоне, НАТО и генеральным секретарем МИД). Берктай утверждает, что в то время, когда он прочесывал архивы, Нури Бирги регулярно встречался с общим другом и в какой-то момент, говоря об армянах, с сожалением признался, что «мы действительно их вырезали». Тони Гринвуд, директор Американского исследовательского института в Турции, отдельно рассказал Полоффу, что, когда он работал в Архивах в тот же период, было хорошо известно, что группа отставных офицеров имела привилегированный доступ и провела месяцы, просматривая архивные документы. Другой турецкий учёный, исследовавший армянские проблемы, утверждает, что текущий процесс каталогизации используется для очистки архивов.

Вникая в историю

9. (sbu) Отношение Турции к вопросу геноцида со временем изменилось. Хотя немногие имеют смелость сделать это публично, некоторые интеллектуалы, ученые и другие в частном порядке подвергают сомнению официальную версию событий. Обычные граждане Центральной и Восточной Анатолии часто открыто признаются нам в том, что их деды сделали с армянами. Несколько приезжих американских ученых отметили, что эта тема уже не является такой табу, как раньше. Публично турецкий истеблишмент (включая националистический аналитический центр ASAM, государственную Турецкую историческую ассоциацию и даже Архивы) продолжает оспаривать утверждения армянской диаспоры и выдвигать встречные обвинения, обвиняющие армян в участии в массовых, широкомасштабных распространял восстания во время войны и совершал массовые убийства турецких мусульман. В последние годы Министерство образования предложило старшеклассникам принять участие в конкурсе сочинений по отрицанию геноцида (примечание: Берктай утверждает, что эта идея возникла в ASAM и была навязана министерству военными контактами ASAM). Нынешнее правительство, однако, было заметно более спокойным по этому вопросу, чем некоторые из его предшественников, послушно повторяя необходимость «оставить этот вопрос на обсуждение историков».

Комментарий

10. (c) Хотя после событий 1915-1916 годов прошло почти столетие, пропасть непонимания между армянами и турками по этому вопросу остается значительной. Это уже не такая полностью закрытая тема, как раньше, обсуждение этого вопроса в Турции по-прежнему остается ограниченным и во власти националистической линии истеблишмента. Даже если нынешнее правительство надеется оставить эту проблему позади, маловероятно, что оно сможет сделать что-то большее, чем просто создать среду, в которой может проходить здоровая дискуссия. Сомнительно, что в их нынешнем состоянии Османские архивы когда-либо дадут окончательную интерпретацию армянского вопроса, но они станут центром внимания и ключевым ресурсом для любых турок и армян, стремящихся участвовать в подлинных исследованиях и дебатах по этому вопросу. С этой целью мы должны поддерживать и поощрять исследователей продолжать добиваться доступа к архивным материалам и быть готовыми обратиться к турецкому правительству для обсуждения любых жалоб на официальные препятствия. Мы просим Департамент информировать нас о любых подобных жалобах.

Источник: armenianweekly.com, Нанор Барсумян, 10 сентября 2011 г.

Перевод: Марианна Чобанян — Armenian Global Community

5 2 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close