Лилит Степанян: «Если тема социальная, то нет причины её не отображать в форме искусства»

Фонд искусств Eiva Arts Foundation это команда талантливых специалистов задействованных в создании некоммерческой продукции и социальных программ посредством синкретических искусств, таких как интеллектуальные настольные игры и комиксы.

В число деятелей Eiva входят сценаристы, художники, дизайнеры и каллиграфисты, а возглавляет Eiva Arts Foundation Лиа Мхитарян. Авторы игр и комиксов касаются остро-социальных проблем армянского общества, такие как коррупция, селективные аборты, неосведомлённость об истории, архитектуре и географии родного края. О том как создаются эти общественно значимые проекты рассказала в интервью Лилит Степанян, художественный руководитель Eiva.

Лилит Степанян, художественный руководитель Eiva

Для начала, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своём проекте, с чего всё началось?

Фонд искусств «Эйва» осуществляет разнообразные проекты. Наши основные направления — искусство как инструмент обучения детей, представления социальных и общественных проблем сквозь, а также популяризация армянского искусства за рубежом.

Проект-комикс «История одной девочки» был задуман в рамках кампании против селективных абортов вместе с организацией “Save the Children”.

Читайте также: «Мы теряем 1400 девочек в год. На ком будут жениться наши мальчики?»

Будут ли от вас более объёмные произведения в формате комиксов?

Несмотря на то, что комикс не является нашим основным направлением, мы, возможно, будем использовать этот стиль в будущих проектах, если конкретная тематика и идея будет требовать такого художественного выражения. 

Ваш комикс обозначается именно как ?????????????, это редкость когда используется не заимствованное, а местное наименование. Почему не «комикс»?

Какой-то специальной задумки в этом нет, просто есть красивое армянское слово  «?????????????», более узнаваемое для армянской аудитории.

Почему комикс? Это ведь не самая популярная форма, тем более, если дело касается социальной направленности.

Конечно, комикс не является самым популярным художественным стилем в Армении, и у нас нет той популярности культуры комиксов, которая присутствует, например, во Франции. Однако, зачастую именно иллюстрированный формат более действенен для легкого восприятия тяжелых и проблемных тем.  

С учётом ситуации относительно селективных абортов, считаете ли вы свой комикс нонконформистским?

Наша цель не сражаться, а призвать людей задуматься хоть на секунду, прежде чем предпринимать какие-то шаги. Тема селективных абортов очень многослойная, проблемы глубоки и распространены, и с этим надо бороться с осторожностью, чтобы не вызвать обратной реакции.

Как вы считаете, современная медицина с технологиями УЗИ и прочего так уж ли виновата в абортах? 

Конечно, ни врачи и ни УЗИ не виноваты, если в семье есть парадигма «девочка — никто, а мальчик — все». Этот пласт общества считает, что одна девочка на семью — достаточна, и все остальные дети должны быть мужского пола. Зачастую практикуется и прерывание первой беременности, если будущий ребенок будет женского пола. В этом можно обвинять возможности УЗИ, но бывают случаи, когда врачи на ранней стадии специально не определяют пол ребенка для предотвращения возможного аборта, однако затем родители на больших сроках решаются на самоаборт, ставя под угрозу и жизнь матери.

Вы же наверняка изучали историю и практику селективных абортов прежде чем приступить отражению вопроса в форме комикса? 

Помимо изучения существующей практики, истории и статистики селективных абортов, мы глубоко рассматривали психологию и отношение социума к данному вопросу, и только после этого проработали сценарий, диалоги и персонажей для создания комикса.

На данный момент в дискуссионных кругах армян бытует мнение что ультра-консерватизм, проявляющийся не только собственно в селективных абортах, но ущемлении прав женщин заимствован армянами из восточной среды. Вы сами как считаете?

Исторически, традиционный уклад армянской семьи подразумевал, что женщина должна быть покорной и молчаливой, а ее самовыражение и поведение должны были вписываться в общепринятые ограничивающие рамки. Было ли это результатом воздействия окружающих Армению культур на протяжении веков, или уходит корнями глубже в этнос — невозможно определить однозначно.

Сейчас же, все зависит от воспитания, а значит, на ситуацию можно воздействовать. Но это упорный и продолжительный процесс.

Поправки в закон об абортах 2016 года, а также различные инструменты влияния со стороны международных сообществ сильно изменили ли ситуацию?

Статистика показывает, что позитивные изменения есть. Но пока в обиходе бытуют фразы «Ничего, не грусти, второй обязательно будет мальчик», «Если это снова будет девочка, муж меня убьет» и т.п., мы еще очень далеки от окончательного решения проблемы.

Какую рефлексию получали от того или иного своего произведения? Скажем социальный комикс это зачастую нонконформизм, и вызывает не только благие намерения, но и противодействие со стороны тех или иных групп. Комикс «История одной девочки» рассказывает о наболевшем вопросе селективных абортов в армянском обществе и, вполне вероятно мог вызвать негативную реакцию со стороны сторонников абортов. А ваш комикс про коррупцию может вызвать негодование не только среди обывателей, но и высших чинов.

Если человек выражает непосредственную негативную реакцию, значит где-то в душе его задело. Действительно, окружение может очень сильно влиять на ситуацию своим негативом, но именно тут важны авторитеты, которые могут поговорить с семьей, чтобы удержать от неправильного решения, дать им «Историю одной девочки», который те унесут с собой домой, и есть шанс, что он сподвигнет их пересмотреть свои взгляды.

Комикс получил очень много позитивных отзывов в марзах, где он был размещен именно в кабинетах УЗИ. Из негативных отзывов, стоит отметить один случай, когда была критика того, что была выбрана и описана ситуация с девочкой, хотя есть немало случаев селективных абортов и для плодов мужского пола.

Супруга премьер-министра Армении Анна Акобян и Гаянэ Айвазян

Как я понял, прочитав ваши комиксы, несмотря на тематику изданий, вы всё же придерживаетесь определённого такта, рассказывая о проблемах общества более обобщённо. Будут ли более конкретизированные истории, может основанные на реальных событиях, а не собирательный образ? 

На самом деле, каждая конкретный случай — своего рода обобщение, история, которая происходила и повторяется с тысячами других семей. В этом контексте, можно сказать, что сюжет нашего комикса одновременно может быть воспринят и как обобщенная модель, и как очень индивидуальная история.

Для многих вместо понятия свободы сейчас существует вседозволенность. Многие не понимают разницу между духовными и интеллектуальными ценностями. Вечный вопрос: что делать? 

Действительно, восприятие грани между свободой и вседозволенностью — очень тонкая тема. На самом деле, главную роль тут оказывает воспитание: если индивидуум воспитан в обществе с духовными и интеллектуальными ценностями, то вряд ли от него можно ожидать проявления вседозволенности. И тут искусство играет большую роль, и именно поэтому одно из основных направлений деятельности нашего фонда — образование посредством искусства. 

Есть ли злободневная тематика в социуме, которую вы бы не стали отображать в той или иной форме и почему?

Если тема социальная, то нет никакой причины ее не отображать. Тут главное как поднять и выразить проблему, чтобы это было и впечатляюще, и действенно.

В работе над комиксом авторы частенько вкладывают что-то от себя, например черты персонажей. Как у вас с этим?

Так как затронутая тема остросоциальная, каждая черта обобщенных персонажей была тщательно продумана. При этом, художник проявил профессионализм, использовал собственный почерк и, конечно, вложил душу, без которой работа бы не была столь привлекательной.    

На ваш взгляд, для создания яркого и запоминающегося комикса важнее классный, продуманный и «закрученный» сюжет или яркий персонаж?

Тут, как и везде, необходима гармония: самый яркий и харизматичный персонаж с хромающим сюжетом вызовет чувство неполноценности, а значит, не затронет людей. Для хорошей и действенного произведения важны даже самые маленькие детали. 

Гаянэ Айвазян, Лиа Мхитарян и Лилит Степанян

При создании комикса, какой техникой вам больше всего нравится работать? 

Нет конкретного предпочтения в технике, это всегда зависит от конкретной тематики и чувств, которые она вызывает. Например, «История одной девочки» нарисована акварелью, тогда как есть другой комикс по теме коррупции, который был целиком прорисован на компьютере.

Видите ли вы принципиальную разницу для восприятия комикса в зависимости от среды, в которой он опубликован — интернет, телевидение, газета, книга?

Конечно, печатная версия: книга, газета, журнал и т.п. — лучший формат для восприятия комиксов. Ее можно взять в руки, полистать, отложить, снова взять попозже и перелистать к задевшей за живое странице. Но в наш технологический век цифровая публикация на экранах и гаджетах гораздо более распространена, и это очень расширяет охват аудитории. 

Что вы считали самым важным в работе художника, когда только начинали рисовать комиксы? Изменились ли ваши взгляды с тех пор?

Самое важное, когда художник чувствует тему. Мы всегда работаем с теми художниками, которые действительно любят и живут своей профессией, тогда ты можешь дать им свободу самовыражения, и получить отличный результат. Ведь иногда бывает великолепный исполнитель, но в произведении не хватает души.      

Чьё влияние вы испытываете в своём творчестве?

Наш фонд постоянно работает с разными стилями и концепциями, и нельзя выделить какое-то конкретное влияние. У нас очень креативный коллектив, который работает над идеями, и мы работаем с множеством очень талантливых художников.

Как вы охарактеризуете людей, которые делают комиксы? Это взрослые с детской душой или обычные среднестатистические обыватели?

На самом деле, комикс — очень серьезный вид творчества, и надо обладать очень гибким мышлением и, конечно, хорошей рукой, чтобы работать в нем. Наверное, надо быть очень зрелым и вдумчивым для того, чтобы создавать хорошие комиксы. А детская непосредственность и душа нужны нам независимо от профессии, чтобы верить в чудеса и стремиться к ним.

Какие комиксы вы сами читаете?

С ностальгией вспоминается советский журнал «Мурзилка». И хотя художественная составляющая хромала, он был действительно добрый и воспитывающий. Из современных художников очень нравятся работы Антонелло Далена (Antonello Dalena) и Гийом Бьянко (Guillaume Bianco). На самом деле, если работа хорошая, не имеет значения ее автор и стиль, главное — если ты смотришь и получаешь удовольствие.

Не хотелось ли делать социальные комиксы под оболочкой более жанровых, то есть завуалировать под такие популярные направления как супергероика, фантастика и прочих? Ведь та же супергероика с первых дней и до сих пор является инструментом пропаганды, где социум также предстаёт в гиперболизированной форме.

На данный момент, среди наших текущих проектов нет новых комиксов по социальной тематике. Но в будущем, возможно, мы будем использовать супергероику для поднятия и визуализации серьезных проблем.

Расскажите по подробнее о других ваших проектах. Ведь вы используете не только комикс, но и настольные социальные игры. Расскажите об игре, что подвигло выразиться через неё, процесс создания и прочие нюансы?

2017 году мы создали очень интересную настольную игру, которая называется  «АРВЕСТ» («Искусство» — на армянском). Целью проекта было заинтересовать и приобщить детей  к искусству, так как именно с раннего детства надо учить ребенка познавать и любить его.    

«АРВЕСТ» является визуально привлекательной и занимательной карточной  игрой, в которой любой ребенок может с легкостью знакомиться с армянской живописью. Мы представили 24 работы 12 армянских выдающихся художников разных эпох и стилей. Вместе с карточками произведений, к игре приложена книга с краткой информацией о жанрах живописи, а также короткие интересные рассказы о представленных художниках.

Настольная игра «Арвест» (Искусство)

Изучая искусство посредством игры, дети легко запоминают художников и их знаменитые картины, подробно изучают каждое произведение, познают разнообразие цветовой палитры и уникальный стиль каждого художника. 

За два года игра стала очень популярной. 2018 году мы вместе с  «Teach for Armenia» организовали социальную кампанию «Делись искусством» и распространили 100 игр «АРВЕСТ» в 85 школах в регионах Армении. Дети воодушевленно начали играть в игру не только во время, но и после уроков, а также на различных собраниях. 

В настоящее время «АРВЕСТ» издана на 3 языках: на восточно-армянском, западно-армянском и английском. Сейчас мы работаем с нашей диаспорой, чтобы распространять западно-армянскую версию.

«АРВЕСТ» также свободно продается во всех книжных магазинах. 

Читайте также: Teach For Armenia — мы хотим создать новое поколение талантливых педагогов

Какие ещё формы используете или собираетесь использовать? Может социальную рекламу или ещё что?

Можно уверенно сказать, что наш фонд уникальный в своем роде: у нас нет никаких ограничений в идеях и их исполнении, так как искусство должно быть свободным и не знать границ. 

Хотелось бы узнать о ваших ближайших творческих планах.

Очень скоро у нас будет новый продукт, на этот раз в полностью цифровом формате. Но пока не будем раскрывать подробностей, уже скоро продукт сам расскажет о себе.

Беседовал: Айк Варданян

0 0 votes
Рейтинг статьи

Press ESC to close